Наурузов Руслан Альбертович,
Российская Правовая Академия МЮ РФ,
Научный руководитель: Дроздов В.Ю. доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук.
Под психологическим контактом следует понимать умения следователя создать такое состояние собеседника, при котором у несовершеннолетнего обвиняемого возникает ощущения спокойствия, справедливости и доверия к следователю.
Психологи отмечают, что контакт является необходимым условием получения информации в процессе любого взаимодействия между людьми. Эта мысль полностью применима к характеристике тех отношений, которые складываются при допросе.
Н.И. Порубов рассматривает психологический контакт как «систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии». Он справедливо отмечает, что психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса.
А.В. Дулов в своих трудах указывает на то, что психологический контакт это «целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижении его целей».
Ф.В Глазырин рассматривал психологический контакт как «готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний». Такую точку зрения можно рассматривать как, первичный и промежуточный результат общения, который в своем развитии реализуется в процесс дачи правдивых и полных показаний.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняется в соответствии с правилами, перечисленными в ст. 425 УПК РФ
Соблюдая требования данной статьи, следователь не должен допускать проявления каких-либо противоречий между всеми присутствующими на следственном действии лицами, так как важную роль в допросе имеет сама обстановка. Возникновение пререканий, тем более со следователем, разрушает значимость следственного действия.
В процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого перед следователем стоит важная задача получения правдивых показаний. Для лучшего достижения этой цели допрос следует понимать не только как процесс общения, регламентированный нормами УПК, но и как сложный психологический процесс, глубоко вариативный по своему содержанию и многообразный по внешним формам.
Учитывая особенности вышеизложенного психологического контакта, в начале допроса несовершеннолетнего подозреваемого, целесообразно провести с ним беседы на отвлеченные темы, которая целесообразно и допустима. Во-первых, потому, что строго формальное отношение к допрашиваемому обычно не способствует установлению и поддержанию психологического контакта и создает впечатление у подростка, что следователя интересует только его показания и, соответственно, «галочка» что он раскрыл очередное преступление, а до него самого никому нет дела. Во-вторых, беседа на отвлеченные темы не нарушает права несовершеннолетнего и может состояться только с согласия допрашиваемого вступать в такую беседу. Затем следует разъяснить подростку обстоятельства в п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающие наказание. Далее имеет смысл обратить внимание на положительные черты личности допрашиваемого и положительные отзывы о нем, например, от обучающих его педагогов, как о человеке отзывчивом и безотказном, заботливом брате и хорошем друге. Подростку так же разъясняется уголовно-правовой запрет нарушенный им.
Однако одного лишь вступления в беседу на отвлеченные темы для установления психологического контакта с подростком недостаточно. Чтобы добиться доброжелательной атмосферы при допросе, следователь должен начинать следственные действия в строго указанное в повестке время, когда в кабинете отсутствуют посторонние для расследования дела лица.
Следователь серьезное внимание должен уделять и своему внешнему виду. Так, известно, что чем приятен для нас внешне человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях.
Тон речи следователя не должен быть тихим и монотонным, так как он не только может утомить несовершеннолетнего, но и лишить его интереса к общению со следователем. Недопустим также и повышенный тон.
Установление психологического контакта также зависит от индивидуальных качеств и коммуникативных способностей следователя, т.е. способностей к общению с подростками, умению найти правильный подход к ним, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличия педагогического такта.
Для установления психологического контакта и поддержания его во время допроса следователь должен обладать также персептивными способностями, т.е уметь проникать во внутренний мир подростка, обладать психологической наблюдательностью для того, чтобы лучше познать личность несовершеннолетнего и выявить его временные психические состояния.