Тагирова Алла Викторовна,
ФГБОУВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста
Научный руководитель: Рыженков Анатолий Яковлевич, профессор кафедры гражданского и международного частного права, д.ю.н, профессор.
Центральное место в структуре современного аграрного сектора России занимают крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ), становясь привлекательной сферой деятельности, в которой видится возможность свободного предпринимательства. Это обуславливается как ростом числа КФХ за последнее время, так и увеличением удельного веса КФХ в общем объеме сельскохозяйственного производства. Отметим значительный рост КФХ в таких регионах как: Астраханская и Пензенская области, Ставропольский край и Республика Калмыкия. Вместе с тем в условиях сужающего рынка труда в сельских районах численность занятых в КФХ растет.
Проводимые в России исследования динамики развития КФХ показывают, что, несмотря на имеющиеся трудности, связанные с неблагоприятными условиями реализации сельскохозяйственной продукции и недостаточной поддержкой со стороны государства, интерес к фермерской форме организации аграрного производства не утрачен[2]. Несомненным признается задача государства обеспечить устойчивое развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве. Интересным представляется высказывание А.В. Чаянова, характеризующее устойчивость как «выживаемость» крестьянских хозяйств[1].
Рассматривая данный вопрос с позиции отношения государства к институту частной собственности, принципов построения договорных связей, предпринимательской деятельности, наглядно демонстрируется политика реализуемая государством в этой сфере, а также характеризуются соответствующие правоотношения с участием данного субъекта. В статье 2 Федерального Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003г. № 74-ФЗ, (далее – Закон) говорится о содействии со стороны государства созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказании поддержки фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
Сегодня государство активно поддерживает малые формы хозяйствования субсидиями, льготными кредитами, в том числе товарными, а также предоставлением кредитов в счет залогового обеспечения.
Выступая на прошедшей недавно XVII Российской агропромышленной выставке, премьер министра РФ Дмитрий Медведев отметил достойный клад сельского хозяйства в экономику нашей страны. Он особо подчеркнул, что в сложившихся внешнеполитических условиях санкций и политики импортозамещения цели аграрной политики страны остаются неизменными: конкурентоспособное современное сельское хозяйство, высокотехнологичный пищепром, качественные и доступные по цене продукты. Для их достижения используется целый ряд инструментов долгосрочного и оперативного планирования - от государственной программы по развитию сельского хозяйства до положений «дорожной карты» по импортозамещению. Каждый пункт в этих планах обеспечен соответствующей государственной поддержкой. Постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14 июля 2012 года утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Основными целями, которой являются обеспечение продовольственной независимости России, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов. К числу задач данной Программы относятся стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов; повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка малых форм хозяйствования; и другие.
Немного ранее, Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 172 от 06 марта 2012г. утверждена Ведомственная Целевая Программа «Поддержка начинающих фермеров на период на 2012-2014годы», а также Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 173 от 06 марта 2012г. утверждена Ведомственная Целевая Программа « Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014годы». Данные программы направлены на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств с целью полной окупаемостью, и что, немаловажно, в ней заложен социальный подтекст. Это объясняется тем, что участники программы должны объединяться в единую сеть, находится в единой технологической цепочке, вступать в правовые и экономические правоотношения.
Нельзя не сказать о проблемах, с которыми сталкиваются КФХ к числу которых относятся: низкий уровень фермерских цен и доходов; низкий спрос на большинство сельскохозяйственных продуктов; высокие цены на средства производства, чем на выпускаемую сельскохозяйственную продукцию, отсутствие оптово-логистических центров, направленных на реализацию сельхозпродукции; рост налоговых обязательств; отсутствие информационного обеспечения (консультирования) в сфере сельского хозяйства; острая нехватка техники; неэффективное использование земель. Земля является главным природным ресурсом крестьянского хозяйства, которая количественно и качественно ограничена. Она обозначена как важная производительная сила и выступает как необходимая материальная предпосылка процесса труда, без которой немыслимо сельскохозяйственное производство.
Проблемы реализации сельскохозяйственной продукции обусловлены рядом причин: несовершенством существующего ценообразования; отсутствием связей между производителями и потребителями; недостатком необходимой информации о состоянии рынка.
В условиях современной информатизации, не трудно обеспечить информатизацию процесса продвижения сельскохозяйственной продукции на рынки, путем создания Единого портала, либо официального сайта для сельхозтоваропроизводителей, способствующего более эффективному сотрудничеству.
Безусловно, что решение проблем крестьян невозможно путем принятия только законодательных актов, этому должны способствовать механизмы обеспечения и развития социально- экономических систем, а также развитие торгово-экономического механизма реализации сельскохозяйственной продукции. Именно вопрос реализации сельскохозяйственной продукции является ключевым, стоит отметить, и актуальность этого вопроса определенно обострившейся конкуренцией на внутреннем рынке.
Вступление России во Всемирную торговую организацию наиболее болезненно отражается на малых форм хозяйствования. В этих условиях владельцам личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств необходимо объединяться в сельскохозяйственные потребительские кооперативы по опыту и примеру зарубежных коллег.
Таким образом, наряду с принятием ряда экономически значимых программ в сфере развития сельского хозяйства, государство должно продолжать создавать условия для развития, расширения и модернизации крестьянских фермерских хозяйств, что в конечном итоге решит множество социально значимых задач, обеспечит производство высококачественных продуктов питания для населения, в условиях импортозамещения.
Литература:
- Крестьянское хозяйство: Избранные труды/редкол.: Л.И. Абалкин (пред) и (др). М.: Экономика,1989.С.284-285.
- Чувакина В.С., Турлов А.В. Роль государства в обеспечении устойчивости фермерских хозяйств// Вестник Томского государственного университета.-2012.-№2(18) С.2