Диана Фанильевна Мухаметова
Омский государственный университет путей сообщения
Научный руководитель: доцент кафедры таможенное дело и право Омского государственного университета путей сообщения, к.ю.н. О.М. Гвоздева
Среди всех миграций в Российской Федерации особое внимание различных политических деятелей и ученых привлекают вопросы нелегальной иммиграции, в частности проблемы, касающиеся трудового устройства этой категории лиц. По данным за 2013 г. в России трудоустроено порядка 2,5 миллиона нелегальных иммигрантов. Нельзя считать эти данные точными, так как в России не существует системы, которая бы точно смогла определить число «нелегалов». Если учитывать неработающих членов их семей и безработных, это число может быть гораздо больше. [1]
Считаем данную проблему достаточно актуальной в наши дни. Многие предприниматели, не боясь последствий, по разным причинам охотнее принимают на работу с серьезными нарушениями закона иностранных граждан и лиц без гражданства, тем самым лишая граждан России рабочих мест. Это происходит, несмотря на установленную ответственность. Так, частью 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, заключающаяся в наложении на виновных лиц штрафа в максимальных размерах до 1000000 руб., приостановление деятельности до 90 суток.[2]
Так, в соответствии с Постановлением Симоновского районного суда г. Москвы, юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 18.15 КоАП РФ.
Наказание назначено судом в виде приостановления деятельности юридического лица на срок 40 (Сорок) суток.[3] Виновная организация привлекла к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, нарушив тем самым ч. 9, ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (не уведомили Федеральную миграционную службу о заключении трудового договора с иностранным работником).[4]
В освещении данной проблемы считаем необходимым выделить мотивы использования работодателями труда незаконных мигрантов:
- Дешевая рабочая сила. В таких отраслях как строительство, сельское хозяйство, сферы услуг и развлечений существует большой спрос на нелегальную рабочую силу, дешевую и безответную.
- На лицах, принадлежащих к данной категории людей, предприниматели могут сэкономить в области безопасности труда, не предоставляя им необходимых средств защиты. Работодатели не несут никакой ответственности по социальной защите и соблюдению прав человека.
- Нелегальная занятость незаконных мигрантов сопровождается нарушениями налогового законодательства. Особенно быстро растет число таких нарушений в сфере наличного оборота денежных средств в результате коммерческой деятельности незаконных мигрантов. Ежегодно иностранные граждане приносят убытки государственной казне России в размере до 1 млрд. долларов.
- Согласие нелегалов работать сверхурочно, без социальных страховок.
- Необходимость заполнения рабочих мест, непривлекательных для местного населения, опасных для жизни или вредных для здоровья.
- Незнание иностранными рабочими нормативных правовых актов, защищающих их права, или вынужденных в силу экономических причин работать нелегально на территории России. [5]
Основную часть трудовых иммигрантов в России представляют граждане стран Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии, Китая, Вьетнама, Афганистана, Турции. Работодатели пользуются правовой неграмотностью иммигрантов, используя их рабочую силу с нарушением законодательства. В такой ситуации данные лица оказываются в бесправном положении. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 г. в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. [6]
Незаконная занятость охватывает, в первую очередь, неформальную занятость на законных рынках труда, т.е. трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими в РФ правилами использования труда иностранных работников. Сюда относятся:
- Работа по найму без оформления надлежащих разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности кроме законодательно установленных случаев.
- Осуществление трудовой деятельности не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением либо по просроченным и поддельным разрешениям.
- Занятие предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующего оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в государственных органах, а также по фиктивным и просроченным документам.
- Незаконная занятость в сфере криминального бизнеса, т.е. занятие запрещенными законом видами деятельности.[7]
Для решения данной проблемы в России следует принять следующие меры по организации контроля за: правомерностью нахождения работников на территории России и осуществления ими трудовой деятельности; законностью привлечения к работам иностранной рабочей силы работодателями; своевременным продлением разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности; своевременным выездом работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, утративших право пребывания на территории России, за ее пределы; обеспечением приоритетного права граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест.[8]
Данные меры помогут снизить уровень безработных граждан Российской Федерации, а также позволят значительно пополнить государственный бюджет.
[1] Иммиграция в Россию: текущая статистика. URL: // http:// www.//ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 18 марта 2014 г.).
[2] Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[3] Постановление Симоновского районного суда г. Москвы // Управление персоналом. 2012. № 13. С. 7.
[4] О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Парламентская газета. 2002. 31 июля.
[5] Красинец Е.С. Незаконная иммиграция и латентная занятость в приграничных территориях РФ: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9. С. 35 – 43.
[6]Иммиграция в Россию: основные страны исхода иммигрантов в Россию URL: // http:// www.ryshnikovphotography.com/bertewor. (Дата обращения: 17 марта 2014 г.).
[7] Витковская Г.С. Незаконная миграция в России ситуация и политика противодействия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9. С. 15.
[8] Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9. С. 83.
Как Вы планируете обеспечить реализацию предлагаемых мер контроля?
Спасибо за вопрос.Во-первых, требуется создать систему или базу данных, в которой бы хранилась вся информация об иностранных рабочих на территории России. Благодаря ей, люди, органы и комитеты, которые должны заниматься этим вопросом, смогут отслеживать и контролировать процессы, связанные с незаконным трудоустройством иностранцев на территории РФ. Во-вторых, я предлагаю усилить контроль за предприятиями, где может быть зафиксировано нарушение законодательства, касающегося трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. И наконец, ужесточить наказание за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.