Трудовые отношения с иностранными работниками в России: устранение нелегальной занятости

Диана Фанильевна Мухаметова
Омский государственный университет путей сообщения
Научный руководитель: доцент кафедры таможенное дело и право Омского государственного университета путей сообщения, к.ю.н. О.М. Гвоздева

Среди всех миграций в Российской Федерации особое внимание  различных политических деятелей и ученых привлекают вопросы нелегальной иммиграции, в частности проблемы, касающиеся трудового устройства этой категории лиц. По данным за 2013 г. в России трудоустроено порядка 2,5 миллиона нелегальных иммигрантов. Нельзя считать эти данные точными, так как в России не существует системы, которая бы точно смогла определить число «нелегалов». Если учитывать неработающих членов их семей и безработных, это число может быть гораздо больше. [1]

Считаем данную проблему достаточно актуальной в наши дни. Многие предприниматели, не боясь последствий, по разным причинам охотнее принимают на работу с серьезными нарушениями закона иностранных граждан и лиц без гражданства, тем самым лишая граждан России рабочих мест. Это происходит, несмотря на установленную ответственность. Так,  частью 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях  (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, заключающаяся в наложении на виновных лиц штрафа в максимальных размерах до 1000000 руб., приостановление деятельности до 90 суток.[2] 

Так, в соответствии с Постановлением Симоновского районного суда г. Москвы, юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 18.15 КоАП РФ.
Наказание назначено судом в виде приостановления деятельности юридического  лица  на  срок  40 (Сорок) суток.[3]   Виновная организация  привлекла к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников,   нарушив тем самым ч. 9, ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-­ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан  в РФ» (не уведомили Федеральную миграционную службу  о заключении трудового договора с иностранным работником).[4]

В освещении данной проблемы считаем необходимым выделить мотивы использования работодателями труда незаконных мигрантов:

  1. Дешевая рабочая сила. В таких отраслях как строительство, сельское хозяйство, сферы услуг и развлечений существует большой спрос на нелегальную рабочую силу, дешевую и безответную.
  2. На лицах, принадлежащих к данной категории людей, предприниматели могут сэкономить в области безопасности труда, не предоставляя им необходимых средств защиты. Работодатели не несут никакой ответственности по социальной защите и соблюдению прав человека.
  3. Нелегальная занятость незаконных мигрантов сопровождается нарушениями налогового законодательства. Особенно быстро растет число таких нарушений в сфере наличного оборота денежных средств в результате коммерческой деятельности незаконных мигрантов. Ежегодно иностранные граждане приносят убытки государственной казне России в размере до 1 млрд. долларов.
  4. Согласие нелегалов работать сверхурочно, без социальных страховок.
  5. Необходимость заполнения рабочих мест, непривлекательных для местного населения, опасных для жизни или вредных для здоровья.
  6. Незнание иностранными рабочими нормативных правовых актов, защищающих их права, или вынужденных в силу экономических причин работать нелегально на территории России. [5]

Основную часть трудовых иммигрантов в России представляют граждане стран  Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии, Китая, Вьетнама, Афганистана, Турции. Работодатели пользуются правовой неграмотностью иммигрантов, используя их рабочую силу с нарушением законодательства. В такой ситуации данные лица оказываются в бесправном положении. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 г. в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. [6]
Незаконная занятость охватывает, в первую очередь, неформальную занятость на законных рынках труда, т.е. трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими в РФ правилами использования труда иностранных работников. Сюда относятся:

  1. Работа по найму без оформления надлежащих разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности кроме законодательно установленных случаев.
  2. Осуществление трудовой деятельности не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением либо по просроченным и поддельным разрешениям.
  3. Занятие предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующего оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в государственных органах, а также по фиктивным и просроченным документам.
  4. Незаконная занятость в сфере криминального бизнеса, т.е. занятие запрещенными законом видами деятельности.[7]

Для решения данной проблемы  в России следует принять следующие меры по организации контроля за: правомерностью нахождения работников на территории России и осуществления ими трудовой деятельности; законностью привлечения к работам иностранной рабочей силы работодателями; своевременным продлением разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности; своевременным выездом работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, утративших право пребывания на территории России, за ее пределы; обеспечением приоритетного права граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест.[8]
Данные меры помогут снизить уровень безработных граждан Российской Федерации, а  также позволят значительно пополнить государственный бюджет. 


[1] Иммиграция в Россию: текущая статистика. URL: // http:// www.//ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 18 марта 2014 г.). 

[2] Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

[3]  Постановление Симоновского районного суда г. Москвы // Управление персоналом. 2012. № 13. С. 7.

[4] О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Парламентская газета. 2002. 31 июля.

[5] Красинец Е.С. Незаконная иммиграция и латентная занятость в приграничных территориях РФ: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9.  С. 35 – 43.

[6]Иммиграция в Россию: основные страны исхода иммигрантов в Россию URL: // http:// www.ryshnikovphotography.com/bertewor. (Дата обращения: 17 марта 2014 г.).

[7] Витковская Г.С. Незаконная миграция в России ситуация и политика противодействия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9. С. 15.

[8] Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. – Вып. 9. С. 83.    

3.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.5 (2 голосов)

Как Вы планируете обеспечить реализацию предлагаемых мер контроля?

Спасибо за вопрос.Во-первых, требуется создать систему или базу данных, в которой бы хранилась вся информация об иностранных рабочих на территории России. Благодаря ей, люди, органы и комитеты, которые должны заниматься этим вопросом, смогут отслеживать и контролировать процессы, связанные с незаконным трудоустройством иностранцев на территории РФ. Во-вторых, я предлагаю усилить контроль за предприятиями, где может быть зафиксировано нарушение законодательства, касающегося трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. И наконец, ужесточить наказание за незаконное привлечение иностранной рабочей силы.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".