Аспидов Елена Игоревна,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет, г. Омск»
Тестирование в современном образовании является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. На сегодняшний день именно тестовый контроль ближе всего соответствует всем требованиям, предъявляемым к педагогическому контролю, основными из которых являются: валидность, надежность, эффективность [1].
Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); вывить проблемы в усвоении учебного материала; повысить мотивационную сторону обучения; использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке); использовать возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов) [1].
Тестирование активно используется в практике преподавания иностранного языка, с его помощью можно проверить уровень сформированности не только языковых и речевых навыков, но и умений видов речевой деятельности, например, аудирования, протекание которого скрыто и требует особых усилий в процессе контроля [1].
В ходе прохождения педагогической практики в БОУ г. Омска «Гимназия № 150» нами на основе методики обучения аудированию Солововой Е.Н., включающей дотекстовый этап, этап слушания текста, послетекстовый этап, [2] и проведенной диагностики уровня сформированности умений аудирования учеников 51 класса была разработана и апробирована программа по организации тестового контроля указанного ВРД при изучении темы «Unsere Hobbys».
В ходе работы мы учитывали специфику различных видов аудирования (аудирование с общим пониманием, аудирование с полным пониманием) и уровень сформированности умений учащихся в данном виде речевой деятельности: начальный, средний, продвинутый, и таким образом, для каждой подгруппы пятиклассников были предложены свои задания.
Приведем пример по обучению аудированию с полным пониманием. Подчеркнем, что спецификой такого вида аудирования является двукратное прослушивание текста.
Так на этапе слушания учащимся с начальным уровнем сформированности умений аудирования было предложено задание на нахождение эквивалентов, они даны в двух столбцах, и ученики должны их соотнести.
Hört dem Text zu und findet die Äquivalente!
1) ins Grüne fahren |
|
2) das Hobby |
|
3) sich sonnen |
|
4) wandern |
|
5) angeln |
|
6) Sport treiben |
|
Учащиеся среднего уровня должны были заполнить пропуски:
Füllt die Lücken aus!
- Ein _____ ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch regelmässig und gerne seine Zeit verbringt.
- Einige Menschen _____ bestimmte Bücher, Zeitschriften, Ansichtskarten, Briefmarken, Münzen.
- Die anderen ______ verschiedene Sachen, ______ und ________schöne Kleidungsstücke.
- Am Wochenende gehen viele Menschen gerne ______, fahren ins Grüne, organisieren Picknicks, ______, sonnen sich oder _____ Schlittschuh, Schi.
- Und alle diese ________ sind Hobbys.
А ученики с продвинутым уровнем получили задание самостоятельно дописать предложения, на основе прослушанного текста.
Ergänzt die Sätze!
- Ein Hobby ist …
- Einige Menschen …
- Am Wochenende …
- Jeder Mensch …
На послетекстовом этапе учащиеся с начальным уровнем обученности аудированию должны были подобрать/нарисовать иллюстрации к прослушанному тексту, ученики со средним уровнем выполнить задание на определение верных/неверных высказываний, ученики с продвинутым уровнем составить план прослушанного текста.
Richtig oder falsch?
- Ein Hobby ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch seine Zeit widmet.
- Das Hobby hat keine große Bedeutung für Menschen.
- Ein Hobby bedeutet, dass man unbedingt mit materiellen Gegenständen zu tun hat.
Анализ результатов опытной работы по организации тестового контроля сформированности умений аудирования на среднем этапе обучения свидетельствует о ее результативности: нами зафиксирована положительная динамика в развитии у учащихся умений аудирования с общим и полным пониманием текста.
Список литературы
- Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исслед. центр пробл. кач. подгот. спец. (ИЦПКПС), 1994. – 135 с.
- Соловова Е.Н., John Parsons. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Аудирование .М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. — 144 с.