Тестовый контроль в обучении аудированию на уроках немецкого языка в основной школе

Аспидов Елена Игоревна,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет, г. Омск»

 

Тестирование в современном образовании является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. На сегодняшний день именно тестовый контроль ближе всего соответствует всем требованиям, предъявляемым к педагогическому контролю, основными из которых являются: валидность, надежность, эффективность [1].

Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); вывить проблемы в усвоении учебного материала; повысить мотивационную сторону обучения; использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке); использовать возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов) [1].

Тестирование активно используется в практике преподавания иностранного языка, с его помощью можно проверить уровень сформированности не только языковых и речевых навыков, но и умений видов речевой деятельности, например, аудирования, протекание которого скрыто и требует особых усилий в процессе контроля [1].

В ходе прохождения педагогической практики в БОУ г. Омска «Гимназия № 150» нами на основе методики обучения аудированию Солововой Е.Н., включающей дотекстовый этап, этап слушания текста, послетекстовый этап, [2] и проведенной диагностики уровня сформированности умений аудирования учеников 51 класса была разработана и апробирована программа по организации тестового контроля указанного ВРД при изучении темы «Unsere Hobbys».

В ходе работы мы учитывали специфику различных видов аудирования (аудирование с общим пониманием, аудирование с полным пониманием) и уровень сформированности умений учащихся в данном виде речевой деятельности: начальный, средний, продвинутый, и таким образом, для каждой подгруппы пятиклассников были предложены свои задания.

Приведем пример по обучению аудированию с полным пониманием. Подчеркнем, что спецификой такого вида аудирования является двукратное прослушивание текста.
Так на этапе слушания учащимся с начальным уровнем сформированности умений аудирования было предложено задание на нахождение эквивалентов, они даны в двух столбцах, и ученики должны их соотнести.
Hört dem Text zu und findet die Äquivalente!


1) ins Grüne fahren
  1. in der Sonne liegen

2) das Hobby

  1. spazieren gehen

3) sich sonnen

  1. Fischfang treiben

4) wandern

  1. aufs Land fahren

5) angeln

  1. sich sportlich betätigen

6) Sport treiben

  1. die Lieblingsbeschäftigung

Учащиеся среднего уровня должны были заполнить пропуски: 
Füllt die Lücken aus!

  1. Ein _____ ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch regelmässig und gerne seine Zeit verbringt.
  2. Einige Menschen _____ bestimmte Bücher, Zeitschriften, Ansichtskarten, Briefmarken, Münzen.
  3. Die anderen ______ verschiedene Sachen, ______ und ________schöne Kleidungsstücke.
  4. Am Wochenende gehen viele Menschen gerne ______, fahren ins Grüne, organisieren Picknicks, ______, sonnen sich oder _____ Schlittschuh, Schi.
  5. Und alle diese ________ sind Hobbys.

А ученики с продвинутым уровнем получили задание самостоятельно дописать предложения, на основе прослушанного текста.
Ergänzt die Sätze!

  1. Ein Hobby ist …
  2. Einige Menschen …
  3. Am Wochenende …
  4. Jeder Mensch …

На послетекстовом этапе учащиеся с начальным уровнем обученности аудированию должны были подобрать/нарисовать иллюстрации к прослушанному тексту, ученики со средним уровнем выполнить задание на определение верных/неверных высказываний, ученики с продвинутым уровнем составить план прослушанного текста.
Richtig oder falsch?

  1. Ein Hobby ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch seine Zeit widmet.
  2. Das Hobby hat keine große Bedeutung für Menschen.
  3. Ein Hobby bedeutet, dass man unbedingt mit materiellen Gegenständen zu tun hat.

Анализ результатов опытной работы по организации тестового контроля сформированности умений аудирования на среднем этапе обучения свидетельствует о ее результативности: нами зафиксирована положительная динамика в развитии у учащихся умений аудирования с общим и полным пониманием текста.

Список литературы

  1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исслед. центр пробл. кач. подгот. спец. (ИЦПКПС), 1994. – 135 с.
  2. Соловова Е.Н., John Parsons. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Аудирование .М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. — 144 с.

 

4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (3 голосов)