Технологии реализации региональных целевых программ социокультурного развития региона

Скоромникова Юлия Александровна,
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Научный руководитель: Трофимов Михаил Юрьевич, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского

 

В условиях современного развития общества, бюджетная реформа РФ, направлена на внедрение программного бюджета в качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для обеспечения долгосрочных целей социально-экономического развития[1].
С помощью инструментария программирования федеральные и региональные органы управления способны оказывать позитивное воздействие на пространственное развитие социально-культурной сферы. Целевые программы выступают наиболее приемлемым средством практического осуществления инвестиционных проектов, способствуют  стабильному развитию учреждений сферы культуры и искусства.
Технология реализации программысостоит из мероприятий, обеспечивающих организационные условия для последовательного осуществления всех проектных решений. К ним относятся:

  • Обсуждение программы с представителями сферы культуры,

образования, общественности и т.д.;

  • Проведение слушаний по проблемам развития культуры территории;
  • Формирование социального заказа различным субъектам культурной

жизни;

  • Создание экспертных общественно-государственных советов по

основным приоритетам развития культурной жизни;

  • Учреждение Целевых Фондов в соответствии с приоритетами или Фонда

поддержки культурных инициатив;

  • Заключение договоров на выполнение локальных проектов и программ;
  • Контроль выполнения договоров и реализация программы в целом[2].

 Программно-целевой метод, напоминает трехуровневую систему  управления в менеджменте: Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» – основа для дальнейшего планирования. Региональные целевые программы являются источником процветания Области, открывают стратегические планы и приоритеты культурной политики на ближайшее будущее. Однако 3 сектор – это разработанные подпрограммы районной Сети учреждений культуры. При всем многообразии преимуществ программирования, возникает ряд проблем:

  • Проблема ограниченности бюджета;
  • Проблема приоритетов развития, что может вызвать потерю

актуальности, в свете сегодняшней мозаичности культуры и всемирной глобализации;

  • Проблема недостаточного финансирования;
  • Проблема недостаточной эффективности, из-за  отсутствия

интегрирующей функции в механизмах планирования регионального  развития, в результате чего допускается дублирование мероприятий программ различного уровня.
По исследованию подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Колосовского муниципального района Омской области»(2014-2020г.), было выявлено, что основные источники финансирования – это налоговые и неналоговые доходы, поступающие из местного бюджета, а также поступления целевого характера из областного бюджета, при этом поступлений целевого характера из федерального бюджета и поступлений из внебюджетных источников, на период подпрограммы не планируется.
Общий объем расходов на реализацию подпрограммы составляет 267888057,06.
При этом с 2014 по 2020 год, увеличение выделяемых средств из местного 1625000,06 руб., а из областного бюджета – 19136325 руб. Однако, учреждения культуры, сегодня, не могут развиваться статично, они должны быть динамичны, т.к. от них зависит духовное обогащение населения, и для того чтобы выжить в современных условиях им приходится быть зависимыми от программ развития, чтобы получить эти минимальные средства.
Но количественный анализ структуры исходов затруднен отсутствием детальных аналитических отчетов по результатам исполнения программ и проектов, как правило, в отчетах отсутствует информация о произошедших изменениях по целям и срокам, результативность и эффективность не оценивается на всем интервале жизненного цикла программы (проекта), не учитываются и не оцениваются непредвиденные последствия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целевое программирование – это основа для развития учреждений культуры, но существует ряд проблем, связанных с технологическим процессом их реализации.

[1] О бюджетной политике на 2013–2015 годы: Бюджетное послание Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2013 г.).

[2] Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования, СПб-1997.С.- 270.

0
Ваша оценка: Пусто