Скоромникова Юлия Александровна,
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Научный руководитель: Трофимов Михаил Юрьевич, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского
В условиях современного развития общества, бюджетная реформа РФ, направлена на внедрение программного бюджета в качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для обеспечения долгосрочных целей социально-экономического развития[1].
С помощью инструментария программирования федеральные и региональные органы управления способны оказывать позитивное воздействие на пространственное развитие социально-культурной сферы. Целевые программы выступают наиболее приемлемым средством практического осуществления инвестиционных проектов, способствуют стабильному развитию учреждений сферы культуры и искусства.
Технология реализации программысостоит из мероприятий, обеспечивающих организационные условия для последовательного осуществления всех проектных решений. К ним относятся:
- Обсуждение программы с представителями сферы культуры,
образования, общественности и т.д.;
- Проведение слушаний по проблемам развития культуры территории;
- Формирование социального заказа различным субъектам культурной
жизни;
- Создание экспертных общественно-государственных советов по
основным приоритетам развития культурной жизни;
- Учреждение Целевых Фондов в соответствии с приоритетами или Фонда
поддержки культурных инициатив;
- Заключение договоров на выполнение локальных проектов и программ;
- Контроль выполнения договоров и реализация программы в целом[2].
Программно-целевой метод, напоминает трехуровневую систему управления в менеджменте: Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» – основа для дальнейшего планирования. Региональные целевые программы являются источником процветания Области, открывают стратегические планы и приоритеты культурной политики на ближайшее будущее. Однако 3 сектор – это разработанные подпрограммы районной Сети учреждений культуры. При всем многообразии преимуществ программирования, возникает ряд проблем:
- Проблема ограниченности бюджета;
- Проблема приоритетов развития, что может вызвать потерю
актуальности, в свете сегодняшней мозаичности культуры и всемирной глобализации;
- Проблема недостаточного финансирования;
- Проблема недостаточной эффективности, из-за отсутствия
интегрирующей функции в механизмах планирования регионального развития, в результате чего допускается дублирование мероприятий программ различного уровня.
По исследованию подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Колосовского муниципального района Омской области»(2014-2020г.), было выявлено, что основные источники финансирования – это налоговые и неналоговые доходы, поступающие из местного бюджета, а также поступления целевого характера из областного бюджета, при этом поступлений целевого характера из федерального бюджета и поступлений из внебюджетных источников, на период подпрограммы не планируется.
Общий объем расходов на реализацию подпрограммы составляет 267888057,06.
При этом с 2014 по 2020 год, увеличение выделяемых средств из местного 1625000,06 руб., а из областного бюджета – 19136325 руб. Однако, учреждения культуры, сегодня, не могут развиваться статично, они должны быть динамичны, т.к. от них зависит духовное обогащение населения, и для того чтобы выжить в современных условиях им приходится быть зависимыми от программ развития, чтобы получить эти минимальные средства.
Но количественный анализ структуры исходов затруднен отсутствием детальных аналитических отчетов по результатам исполнения программ и проектов, как правило, в отчетах отсутствует информация о произошедших изменениях по целям и срокам, результативность и эффективность не оценивается на всем интервале жизненного цикла программы (проекта), не учитываются и не оцениваются непредвиденные последствия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целевое программирование – это основа для развития учреждений культуры, но существует ряд проблем, связанных с технологическим процессом их реализации.
[1] О бюджетной политике на 2013–2015 годы: Бюджетное послание Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2013 г.).
[2] Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования, СПб-1997.С.- 270.