Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках метрополитеном

Первушина Ольга Александровна,
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет Кемеровский(филиал), г. Кемерово.
Научный руководитель: Гунин Е.М.

С 1 января 2013 года в Российской Федерации вступил новый вид обязательного страхования, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».[3] Целью данного закона явилось создание единых условий назначения компенсации всем категориях пассажиров независимо от вида транспорта и перевозок.

По мнению законодателей, введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, должно стать инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами.  До вступление в силу данного федерального закона не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки.  Существовали  проблемы в реализации данного закона, например, отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения вреда, необеспеченность соразмерного и гарантированного возмещения вреда. Так же следует отметить, что утратил силу Указ Президента от 07.07. 1992 №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров», данный документ действовал до вступления в силу федерального закона.

Актуальность данный темы состоит в том, что законодательство по данной теме еще недостаточно разработано, так как в основном материал, изложенный носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.

В первую очередь необходимо сказать о том, законодатель защитил лиц, которые пострадали в результате нарушения основополагающих нематериальных благ, т.е жизнь и здоровье человека. Учитывая данное обстоятельство, законодатель обязал перевозчика информировать пассажиров о своей страховке, прежде всего это сделано для предотвращения случаев нарушения прав потерпевших, которые не знакомы с данным механизмом страхования.

Закон перечисляет обязанности перевозчика, но не предусмотрел, что во многом они являются фиктивными, так как они могут быть известны только тем перевозчикам, которым пассажиры предоставили персональные данные. Существенным минусом является еще тот факт, что законодатель не говорит, в какие сроки должна быть предоставлена информация для возмещения [3; ст.5].

В законе предусматриваются случаи, когда страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения   [3; ч. 4 ст. 13]. Соответствующие обстоятельства содержат объективные факторы, наличие которых устраняет вину сторон страховых правоотношений либо вину страховщика. К таким обстоятельствам отнесено:

1) воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Фактически речь идет о форс-мажорных обстоятельствах, обоюдно исключающих ответственность сторон за неисполнение обязательств. Между тем перечень таких обстоятельств является закрытым и, в отличие от собственно их исключения из текста договора, не может быть расширен по инициативе одной из сторон. Так же стоит отметить, что законодатели предусматрели возможность исключить данное основание из договора страхования соглашением сторон. Поэтому включение рассматриваемого основания в текст договора может зависеть от усмотрения сторон, что позволяет вести речь о данном требовании Закона как диспозитивном;

2) наступление страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя. Подобное обстоятельство целиком основано на противоправных действиях выгодоприобретателя. В этой связи закон защищает интересы добросовестной стороны;

3) величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

Из выше сказанного следует, нужно отметить, что страховое возмещение не выплачивается автоматически и при наступлении страхового случая осуществляется в заявительном порядке. Поэтому для того, чтобы получить страховое возмещение, выгодоприобретатель должен подать в адрес страховщика соответствующее заявление. Кроме того, к заявлению необходимо приложить установленный перечень документов, подтверждающих право на соответствующие выплаты [4].

Выплата страхового возмещения или направление мотивированного отказа в выплате осуществляется страховщиком в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены.

При просрочке указанной обязанности страховщик несет перед выгодоприобретателем гражданско-правовую ответственность в виде пеней, начисляемых в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы или, в случае не направления мотивированного отказа, от страховой суммы, установленной по конкретному риску.

К данным положениям правила об уменьшении неустойки при взыскании указанных пеней не применяются. Обычно судебная практика использует правило, закрепленное в ст. 333 ГК РФ, и рассматривает возможность уменьшения пеней в случае несоразмерности их суммы основному долгу.

Критике  так же довольно часто  подвергается и ст. 15  «Предварительная выплата», согласно которой страховщик обязан перечислить выгодоприобретателю часть страхового возмещения в размере 100 тысяч рублей в течение 3 рабочих дней, следующих за днем подачи заявления, при наличии одного из квалифицирующих признаков тяжкого вреда здоровью [3]. Предлагаемый упрощенный порядок возмещения вреда не является таковым в действительности, поскольку определение квалифицирующих признаков вреда здоровью равнозначно подтверждению степени тяжести такого вреда, что не освобождает потерпевшего от необходимости обращаться к судебно-медицинскому эксперту. Ситуация осложняется еще и тем, что при предъявлении требования о предварительной выплате заявитель обязан предоставить полный пакет документов, содержащих сведения о произошедшем событии и его обстоятельствах, а также характере и предполагаемой степени повреждения здоровья.

Так же следует отметить, что интересам пострадавшего и перевозчика преимущество отдается последнему (перевозчику) [3, п. 3 ст. 17]. «Распределение страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего», выгодоприобретатель обратившийся к страховщику позже других, т.е. когда страховая сумма уже исчерпана, не вправе переадресовывать свои требования перевозчику, но взыскивает причитающуюся ему выплату с других потерпевших в судебном порядке. Механизм реализации данной нормы выглядит весьма сомнительно, особенно если учесть, что прочие выгодоприобретатели действуют на вполне законных основаниях, более того, «запоздавший» выгодоприобретатель вынужден истребовать свою компенсацию по частям с каждого из лиц, получивших ее ранее.

Нельзя назвать однозначным вопрос также и порядок определения размера выплат, причитающихся потерпевшим. Законодательство еще новое, поэтому судебная практика нарабатывается, и на данный момент она не однозначна.  Так, например,   правила оформления документов для получения страхового возмещения  и предварительной выплаты утверждены Постановлением Правительства РФ [4].

В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому страховому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

  • 2.025.00 руб. – при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего
  • не более 2.000.000 руб.  – при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего
  • не более 600 руб. за 1 кг веса багажа и 11.000 руб. за иное имущество при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего.

 Общая сумма компенсационной выплаты по имуществу каждого потерпевшего не может быть более чем 23.000 рублей.  

Подводя итоги, можно говорить о том, что система, подразумевающая различные способы расчета компенсации, один из которых несовместим с гражданским  законодательством, выглядит достаточно спорно. Действительно, для того, чтобы определить, к кому обращаться за компенсацией, потерпевшему придется рассчитывать ее дважды, по разным нормативам. В случае недостаточности страховой суммы потребуется "двойной пакет" подтверждающих документов, включающий в себя одновременно судебно-медицинское заключение о степени тяжести вреда здоровью для взыскания страховой суммы и несколько судебно-медицинских заключений для взыскания дифференцированных выплат (утраченного заработка, расходов на лечение, дополнительное питание, посторонний уход и т.д.) непосредственно с перевозчика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Конституция Российской Федерации и государственная символика. – М. : ООО «Рид Групп», 2013.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 14. 11.2013 года. –Новосибирск: Сиб. унив .изд-во, 2013.
  3. Федеральный закон от 23.07. 2013 № 251-ФЗ в ред. от. 02.12.2013 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22. 12. 2012 № 1378 «Правила оформления документов для получения страхового возмещения и предварительной выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров».
  5. Д.В. Дурново. Страхование ответственности перевозчиков – продолжение следует. // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. – №2.
  6. Е. П. Зобова. Новый вид обязательного страхования: страхование ответственности перевозчика за причинение вреда. // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2012. - №6.
  7. А.А.  Кирилловых. Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами.
  8. М. Романова. Расходы и доходы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2013. - №7.
0
Ваша оценка: Пусто