Стимулирование развития малого бизнеса

Неупокоева Т.Э.,
к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург,
Дружинина Л.Л.,

старший преподаватель кафедры экономики и финансов Омской юридической академии, г. Омск

Рыночная отношения, сложившиеся в России, оказали влияние на экономическую систему страны на современном этапе развития, став основой развития малого предпринимательства. Работая и развиваясь в собственных интересах, быстро адаптируясь к постоянно измененяемой конъюнктуре рынка, имея возможность производить оборот капитала в короткие сроки, малые предприятия способствуют развитию национального хозяйства и стабильному формированию бюджетов разных уровней.

История малого бизнеса в России очень поучительна. Она свидетельствует о том, что малый бизнес может развиваться только при поддержке государства. В настоящее время в условиях нестабильного экономического и финансового состояния, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам.

Развитие экономики России в период санкционного прессинга со стороны европейских государств и США требует неординарного подхода со стороны бизнеса в диверсификации приоритетных направлений на внутренние рынки страны. Президент РФ, в обращении Федеральному собранию, особо подчеркнул первостепенные задачи, которые необходимо принять правительству для разрешения данной ситуации. Возлагая на малый бизнес определенные надежды, как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны, государством предприняты попытки снизить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства. 

Основным законом, который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В мае 2008 года был подписан Указ Президента России  «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», реализация которого позволило  увеличить численность занятых в сфере малого бизнеса до 60-70% населения нашей страны.

В настоящее время занятость в секторе малого бизнеса г. Омска составляет более 120 тыс. человек (без учета индивидуальных предпринимателей) от численности экономически активного населения.   По уровню численности занятых на малых предприятиях, Омская область входит в пятерку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа. А по такому показателю, как  количество малых предприятий на одну тысячу населения, на третьем месте в Сибирском Федеральном округе,  после Новосибирской и Томской областей.

Предпринимательский сектор экономики Омской области за отчетный пятилетний период демонстрирует динамичное поступательное развитие. По данным Управления Госкомстата по Омской области, с 2011 по 2014 годы отмечен стабильный рост числа организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Омской области.

Наиболее существенное развитие малое предпринимательство получило в торгово-посреднической сфере (более 43%). Рост инвестиционной и строительной активности дал толчок развитию малых организаций в строительной сфере (более 12%), в сфере операций с недвижимостью (около 18%) .

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: специальные налоговые режимы , упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

Если говорить о государственной поддержке малого бизнеса, то оно в основном проявляется в налоговом стимулировании развития и модернизации малого предпринимательства, которое осуществляется благодаря применению специальных налоговых режимов.                                     

Одним из элементов стимулирования развития малого и среднего бизнеса является применение льготной (упрощенной) системы налогообложения, которая применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время порядок применения упрощенной системы налогообложения установлен Налоговым кодексом РФ. В целях совершенствования применения льготной системы налогообложения Федеральным законом от 25 июня 2012г № 94- ФЗ « О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации   внесены значительные изменения по применению и  исчислению единого налога:
- ограничение по остаточной стоимости 100 млн.руб. при переходе на упрощенную систему налогообложения должно применяться  только в отношении основных средств;
- установлен уведомительный порядок  перехода на упрощенную систему налогообложения, срок уведомления не позднее 31 декабря;
- при применении объекта налогообложения «доходы»,  налог уменьшается на суммы выплат пособия по временной нетрудоспособности, которое оплачивается за счет средств работодателя.

Несмотря на нововведение, возникает множество трудностей и проблем  как при переходе на данную систему налогообложения, так и в процессе ее применения. Перейти на применение упрощённой системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении условий, указанных в ст. 346 НК РФ.                                                                                

Сущность и её привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается  по ставкам с объектов:
доходы - 6%;
доходы-расходы  5%-15%.

Упрощается ведение учета и отчетности, снижается налоговая нагрузка.
Вместе с тем, следует отметить отдельные негативные моменты применения упрощенной системы налогообложения:

Недостатками  упрощенной  системы налогообложения являются:
1)возможность потери клиентов-юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, являющихся плательщиками  НДС, т.к. поставщик, применяющий  упрощенную  систему  налогообложения, не  является  плательщиком  НДС, в  цену не  включается  НДС,  и, следовательно, покупатель  не  может  принять  соответствующую  сумму  налога  к  вычету; 
2) при переходе на упрощенную систему налогообложения компании должны восстановить ранее зачтенный НДС по товарам, основным средствам и прочим активам, которые перестали использоваться для деятельности, облагаемой НДС;
3) часть расходов не уменьшает налоговую базу т.к. перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога, является закрытым;
6) при превышении критериев перехода, указанных в ст. 346 НК РФ налогоплательщики должны перейти на общий режим налогообложения.

Но, учитывая    преимущества  и недостатки  упрощенной  системы  налогообложения,  уже  можно  сделать  вывод, что  переход  на  упрощенную  систему  выгоден  организациям  торговли,  общественного  питания и  организациям, оказывающим  различные  услуги  населению, по  следующим  причинам:
- покупателями (клиентами), в  основном, являются  физические  лица,  не  являющиеся  плательщиками  НДС;
- как  правило,  момент  реализации  совпадает  с  моментом  оплаты.

Кроме  того,  переход  на  упрощенную  систему  целесообразен  в  том  случае, когда  основную  массу  покупателей  составляют  индивидуальные  предприниматели (организации), также  применяющие  упрощенную  систему,  либо  применяющие  общий  режим  налогообложения, но  освобожденные  от  уплаты  НДС.

Упрощенная  система налогообложения была введена в Российской  Федерации  в целях поддержки субъектов малого предпринимательства

По мнению авторов данной работы, хотя упрощённая система и обладает рядом недостатков, в настоящее время этот режим налогообложения является наиболее удобным и выгодным для малого бизнеса.

0
Ваша оценка: Пусто