Средства языковой выразительности рок - поэтического текста (на примере творчества группы «Rammstein»

Бондаренко Елизавета Алексеевна, Килина Виктория Дмитриевна, Корбан Ольга Александровна, Самойленко Ольга Владимировна,
ОмГПУ, г. Омск
 

В настоящее время, среди людей разных возрастов не теряет популярности рок-музыка. Она имеет разные направления, стили и целевую аудиторию. Одна из самых известных, но в то же время неоднозначных, скандальных и эпатажных рок-групп является немецкая группа «Rammstein», тексты которой имеют стилистические и лексические особенности. Заинтересовавшись особенностью использования разнообразных средств художественной выразительности в текстах песен этой группы, мы решили проанализировать то, какие именно средства используются, а также проследить частоту их применения.

Цель нашего исследования состояла в выявлении средств языковой выразительности рок-поэтического текста (на примере творчества группы «Rammstein»). Объектом исследования является рок-поэтический текст (на примере творчества группы «Rammstein»). Предмет исследования: средства языковой выразительности, использованные в рок-поэтическом тексте. В соответствии с целью, объектом и предметом мы сформулировали следующие задачи исследования:

  1. На основе анализа лингвистической литературы уточнить понятие «рок-поэтический текст»;
  2. На основе анализа лингвистической литературы выявить средства языковой выразительности, используемые рок-поэтами;
  3. На основе анализа рок-поэтических текстов группы Rammstein выявить использованные средства языковой выразительности, определить их частотность и целевое (функциональное) предназначение.

Первая задача состояла в том, чтобы на основе анализа лингвистической литературы уточнить понятие «рок-поэтический текст». Принято считать, что в изучении рок-текста применяются два исследовательских подхода. Первый заключается в том, что во внимание принимается только «бумажный» текст рок-поэзии, который рассматривается литературоведческими методами с позиций классической науки; второй подход состоит в том, что изучается и анализируется целая совокупность средств смыслообразования в рок-тексте – слово, музыка и пластика. [1,с 10]. Нами были выявлены следующие определения понятия «рок - текст»:

Таблица 1

Определение понятия «рок-текст»

автор

определение

Свиридов Станислав Витальевич

особый литературный жанр; по своей поэтике он своеобразен, а его принадлежность к литературе определена законами литературной эволюции текста.

Доманский Юрий Викторович

Словесный компонент рок-композиции, в которой,
кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря,

пеформативный, связанный с особенностями исполнения.

Мы в своем исследовании придерживаемся определения, данного Юрием Викторовичем Доманским " Словесный компонент рок-композиции, в которой, кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения", потому что он рассматривает рок-текст как систему, объединяющую музыку, слова и исполнение. Для нашего исследования это актуально, так как текст у группы Rammstein имеет большее значение и в каждой песне поднимается проблема, являющаяся в данный момент актуальной для исполнителя. Каждая песня посвящена какой-то определенной проблеме, тематика не повторяется, например:

1 - Links 2 3 4 - эта песня была написана в ответ всем недоброжелателям, которые приравнивали группу Rammstein к нацистам: Sie wollen mein Herz am rechten Fleck - они хотели, чтобы моё сердце билось не там, где положено.

2 - Amerika - песня - высмеивание, направленная против засилья запада, клип изобилует проявлениями западной культуры, которая слишком молода и еще не имеет оформившихся ценностей.

3 - Zwitter - песня о неразрешимых противоречиях в человеке.

4 - Ohne dich, Amour, Gib mir deine Augen и многие другие -  песни о несчастной, неразделенной, сильной любви.

Второй задачей нашего исследования являлось на основе анализа лингвистической литературы выявить выявить средства языковой выразительности, используемые рок-поэтами. Мы выяснили, что существует огромное многообразие средств художественной выразительности, используемых авторами рок-текстов: риторический вопрос, лексический повтор, гипербола, эпитет, олицетворение, анафора, сравнение, оксюморон, градация, метафора. Практически все многообразие языковых средств  представлено в текстах группы «Rammstein».

Наиболее часто в произведениях искусства используются метафоры. Метафора помогает автору рок-текста в описании проблемных жизненных ситуаций и, своих переживаний.  Оксюморон, т.е. нарушение привычной сочетаемости слов, также может служить примером, в большинстве случаев он используется для придания тексту песни оригинальности, оксюморон не нарушает основу понимания и воспринимается как оригинальное, но понятное сочетание. Сравнение также является популярным средством художественной выразительности, сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему автор; помогает увидеть в предмете новые  стороны, придает описанию особую наглядность. Другим примером частоты использования является эпитет, с его помощью легко воссоздается атмосфера социальной группы, это инструмент для передачи словами визуальных образов, их эмоционального и художественного наполнения.

Третьей задачей исследования являлось выявление использованных средств языковой выразительности, определение их частотности и целевого (функционального) предназначения на основе анализа рок-поэтических текстов группы Rammsten. Нами было проанализировано 70 текстов. Их намного больше, но для нашего исследования мы выбирали тексты, не содержащие ненормативную лексику, и не имеющие негативного подтекста. Мы определили, что наиболее часто используемым языковым средством является метафора. На сто примеров мы насчитали 37 метафор. С ее помощью автор текста старается облегчить наше понимание тематики каждого музыкального произведения.

Например, метафора в песне «Benzin»: Gib mir Benzin (Дай мне бензину), Es fließt durch meine Venen (Он течёт по моим венам), Es schläft in meinen Tränen (Он спит в моих слезах, Es läuft mir aus den Ohren (Он льётся у меня из ушей), Herz und Nieren sind Motoren (А сердце и почки – двигатели). Бензин вместо крови – этими строками автор хотел подчеркнуть силу своего характера, непреклонность своих намерений, в то же время, сравнение человека с машиной (Herz und Nieren sind Motoren) означает бездуховность,отсутствие элементарных человеческих чувств, что является следствием жизни в постиндустриальном обществе.

Примером также могут послужить строки из песни «Los»: Wir waren namenlos (Мы были безымянны), Und ohne Lieder (И без песен), Recht wortlos (Но по-настоящему бессловесны), Waren wir nie wieder (Мы не были никогда). Мы не были никогда бессловесны – говорит нам автор. Даже без песен и популярности каждый может выразить свой протест и быть услышан.

Вторыми по частоте использования в рок-поэтических текстах оказались эпитеты. При помощи эпитетов автор обогащает свой текст, оценивает и вызывает определенное эмоциональное отношение к предмерам и явлениям. Примером может послужить  слова из песни «Nebel»: Ihre Lippen schwach und blass (Ее губы безвольные и бледные). Und der Wald der steht so schwarz und leer (А лес стоит такой чёрный и пустой) эпитет из песни «Ohne dich».

Третьим по частоте употребления является сравнение. Сравнений мы насчитали 16. Оно сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно представить предмет или явления, увидеть в предмете новые, невидимые стороны; сравнение придает описанию особую наглядность.

Так, например, в словах «Hab' keine Lust im Fett zu liegen» (Не хочу кататься как сыр в масле). В песне «Keine Lust» мы встречаемся с нежеланием автора мириться с происходящим. Он не ищет простой жизни – он не хочет «как сыр в масле кататься». Это выражение добавляет выразительности и экспрессивности, придает описанию особую наглядность.

Подводя итоги исследования, мы можем сказать, что

1.В лингвистической литературе под рок - поэтическим текстом понимают особый литературный жанр, своеобразный по своей поэтике, а его принадлежность к литературе определена законами литературной эволюции текста. Также рок-поэтический текст является словесным компонент рок-композиции, в которой, кроме этого, есть компоненты музыкальный и перформативный, связанный с особенностями исполнения.

2. Средствами языковой выразительности, используемые рок-поэтами являются: риторический вопрос, лексический повтор, гипербола, эпитет, олицетворение, анафора, сравнение, оксюморон, градация, метафора.

3. На основе анализа рок - поэтических текстов группы «Rammsten»нами были выявлены следующие средства языковой выразительности, наиболее часто используемые в текстах группы «Rammstein»: метафора, сравнение и эпитеты


1. Гавриков Виталий Александрович. Литературоведение vs поэтико-синтетический текст: в поисках метода // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Тверь, 2011., 25

http://mlis.ru/literature/125-zachem-nuzhna-metafora.html

http://www.rusnauka.com/17_AND_2010/Philologia/69080.doc.htm

http://www.prekrasnakraina.com/my_english/galperin/oxymoron.htm

0
Ваша оценка: Пусто