Современные технологии организации концертной деятельности в индустрии досуга

Верховых Екатерина Андреевна,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

 

Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» [5, с. 47]. В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» [1, с. 635].

В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» [10, с 19].

Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» [3, с 74].
В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» [8, с. 54].

Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» [7, с 13].
Индустрия досуга - это «процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» [9, с 76-77].
Концерт – «один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» [11, с 79]. Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие – концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
5. После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов [2, с 136-155].
На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
- активное участие, вовлеченность, активность;
- переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
- позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» [4, с. 428].
Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

  • За 2-3 недели до начала концерта.

Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

  • Перед концертом.

Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
3. Во время концерта.
Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
4. После концерта.
После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
5. Автограф – сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем,  то такая встреча, несомненно, станет событием.
Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
В качестве показателей эффективности события могут выступать:
1) мнение участников события;
2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
аудитории);
3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события [2, с. 312].
В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.


Список литературы:

  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
  • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
  • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
  • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
  • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
  • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
  • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
  • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с
0
Ваша оценка: Пусто