Современные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду

Полторацкая Кристина Борисовна
Омский юридический колледж

 

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Рассмотрению проблем  связанных с незаконной вырубкой лесов в Омской области, также методам борьбы с ними.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, а именно «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].

Экологические права граждан относятся к группе неотчуждаемых прав человека, возникающих с рождения и прекращающихся со смертью индивида. Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению.

В Омской области продолжает оставаться актуальной тема незаконных вырубок леса. Леса способны возобновляться, но проблема заключается в том, что объёмы вырубки во много раз превышают объёмы воспроизводства. Это приводит к исчезновению редких пород деревьев, видов растений. Животные вынуждены покидать свои места обитания и переселяться на другие территории. Вырубка леса ведёт к перепадам температур, изменению скорости и направления ветров, изменению количества осадков, изменению состава почвы [7].

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам, например, лесной растительности, животному миру, подземным водам [2].

Все работы по вырубке леса строго регламентируются российским законодательством. При этом самым главным документом является «Порубочный билет». Данный билет также будет необходим и при вывозе уже заготовленной древесины. Его цена пропорциональна стоимости компенсации за пользование природными ресурсами. Спил деревьев без соответствующих документов классифицируется как незаконная рубка [6].

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена в ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках данной статьи оставался незамеченным вопрос об ответственности за дальнейшие действия с древесиной, полученной в результате как законной, так и незаконной рубки леса. При более мелких нарушениях применима административная ответственность [3].

С начала 2018 года государственными лесными инспекторами проведено более 4 тысяч рейдов и патрулирований лесных участков.

Было выявлено 348 случаев незаконной рубки лесов. На территории Тарского лесничества обнаружили 32 случая. Все леса, произрастающие на территории Омской области, образуют единый государственный лесной фонд. Наибольшую долю территории Омской области занимают леса в Тарском районе – 67,0%. А в целом по северу - 58,8% [7].

В подтверждении вышесказанного можно привести пример судебной практики по делам о незаконной вырубке леса в Омской области:

на территории Омской области зафиксирован случай, когда гражданин, не имея порубочного билета, произвел незаконную вырубку деревьев в лесу. В дальнейшем главный представитель Управления Лесного Хозяйства Омской области, обратился в Мировой суд с заявлением. Виновное лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 тысяч рублей [5].

Таким образом, Омская область владеет огромными лесными богатствами, составляющие ценность не только для сибирского населения, но и для всего мира. Лесные пространства стремительно сокращаются или теряют свою первозданную ценность. Для предотвращения данного правонарушения необходимо принять следующие меры: утвердить порядок проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований лесного законодательства в лесах на землях лесного фонда на территории Омской области; разработать методику восстановительных работ по реабилитации леса, состояние которого ухудшилось в результате незаконной рубки лесов; в ст. 191.1. Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наказания ввести обязанность нарушителя осуществлять восстановительные работы по реабилитации леса; необходимо создать систему четкого регулирования пользования лесными ресурсами, обеспечения необходимыми средствами и создание новых более эффективных методов для решения существующих проблем охраны лесных ресурсов.


Библиографический список

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
  4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018)
  5. Судебные и нормативные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Прочие исковые дела. URL: http://sudact.ru/regular/doc/4ZLERKKHZnbK/ (дата обращения: 07.12.18.)
  6. Качина Н.В., Мирончик А.С. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ): ошибки применения и пути их преодоления //Адвокатская практика. - 2014. - №4. - С. 51-57.
  7. Актуальности проблемы с незаконными вырубками леса в районах Омской области [Электронный ресурс]: Незаконная вырубка. URL: https://onf.ru/2018/04/18/eksperty-onf-zayavili-ob-aktualnosti-problemy-s-nezakonnymi-vyrubkami-lesa-v-rayonah/ (дата обращения: 09.12.18.)
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)