Содержание экстремистских мотивов

Мартемьянов И.А., студент 3 курса НОУ ВПО «Омский юридический институт»

Научный руководитель: Пестерева Ю.С., доцент кафедры уголовного права и криминологии, к. ю. н.,доцент

 

В России совершается большое количество преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, так называемые преступления экстремистской направленности.

На сегодняшний день ни в законодательстве, ни в учебной литературе нет четкого определения данных мотивов, которое бы точно и полно раскрывало их сущность. 

Можно предположить, что политическая ненависть состоит из двух взаимосвязанных элементов: политической ненависти и политической вражды .

Политическая ненависть как мотив преступлений экстремистской направленности это внутреннее осознанное побуждение  лица, совершить преступление в силу неприязни к конкретным лицам или их общностям, конкурирующим в борьбе за власть, придерживающихся иных политических взглядов либо безразлично относящихся к политической жизни. В свою очередь политическая вражда это внешнее проявление той самой ненависти. Политическая вражда это закономерное следствие развития этой ненависти, приводящее к преступлениям  экстремистской направленности. На данный момент, в практике нет преступлений, которые были бы квалифицированы по данному мотиву.

Не меньшая проблема состоит и в разъяснении сущности идеологической ненависти как мотива преступлений экстремистской направленности.

Разберем содержание ключевого понятия «идеология»  которое в большинстве  энциклопедических словарей определяется как « система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских идей и взглядов, в которых осознается человеческое отношение к действительности»

В основе любой идеологии лежат идеи, в которых формулируется позиция и основная цель субъекта, таких как государство, нация, класс, какая либо социальная группа. И как правило, любая идеология стремится к легитимизации, т.е. к признанию своей идеи «законной», правильной и доминирующей в обществе. Отсюда и возникает  противоборство и вражда между перечисленными выше субъектами.

Мотив религиозной ненависти или вражды проявляется в стремлении виновного выразить свое неприязненное или враждебное отношение, в первую очередь, к определенной религии или религиозному объединению, а затем - к потерпевшему как исповедующему определенную религию или его принадлежность к определенному религиозному объединению.

Религиозная ненависть или вражда специфичны своей демонстративностью, отвлеченностью от личных качеств конкретного адресата ненависти или вражды, стремлением видеть в нем действительные или приписываемые всей конфессии недостатки, ничтожностью или отсутствием непосредственного повода к этому конфликту.

Важно отметить, что религиозная ненависть или вражда может стать мотивом к совершению преступления не только против лица, имеющего определенное вероисповедание, но и неверующего, атеиста.

Мотив национальной ненависти (вражды) Начнем изучение данного мотива с раскрытия ключевого понятии «нация». Нация – межпоколенная группа людей, объеденных осознанием своего единства (национальное самосознание), которое возникает на основе, во-первых, единства наследственных психофизиологических особенностей, во-вторых, общности национального мировоззрения, ядром которого является национальный менталитет. Степень развития нации как этнического образования позволяют ей создать государство (автономию).

Под мотивом национальной ненависти или вражды следует понимать обусловленные определенными потребностями внутренние побуждения, выражающие стремление виновного показать свое превосходство и неполноценность потерпевшего по причине его принадлежности к конкретной (иной) нации и вследствие этого выразить свое ненавистное к нему отношение, унизить его национальное достоинство

На сегодняшний день совершается большое количество преступлений по мотиву расовой ненависти или вражды. Человеческая раса – совокупность людей, объеденных единством наследственных психофизиологических и духовных расоспецифических особенностей, общим ареалом возникновения и преимущественного распространения, что позволяет определить расу как отдельную популяцию или породу, принадлежащую к единому биологическому виду Homo sapiens. Существует три больших расы европеоидная, монголоидная, негроидная и множество других от них производных.

Данный мотив выражается в стремлении виновного показать свое физическое, интеллектуальное и культурное  превосходство, неполноценность потерпевшего по причине его расовой принадлежности и как следствие выразить  свое ненавистное к нему отношение, унизить его достоинство.

Не меньшую проблему составляет определение  мотива «ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». В большинстве словарей  понятие «социальный» понимается как « Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям  в обществе, в то время как под социальной группой понимается «совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, какой либо деятельности, даже такую группу как семья, группа друзей  и т.д.» 

Следует отметить, законодатель четко не разъяснил, что стоит понимать под социальной враждой. Если буквально понимать его, то лицо должно привлекаться к уголовной ответственности, совершившее преступление в отношении любого представителя другой социальной группы. С учетом анализа складывающейся практики квалификации преступлений экстремистской направленности  под социальной группой следует понимать объединение людей, образующих относительно устойчивую общность,  выраженную  в определенных,  присущих именно этой группе видах внутригрупповых связей и взаимодействия,  когда представители группы имеют общие существенные социально значимые признаки, основанные на той роли, которую играет эта группа в общественной жизни.  Указанные социально значимые признаки могут быть связаны с имущественным положением «богатые» и «бедные»,  местом жительства «городские и сельские жители, мигранты, провинциалы», социальному слою «интеллигенция, служащие», возрастной группе «пенсионеры». Исследуя практику преступлений, совершенных по данному мотиву, я определил, что правоприменитель использует понятие социальной группы ограничительно, не относя к ним  такие социальные группы как « футбольные фанаты, различные молодежные движения и субкультуры, в частности, «готы», «панки», «эмо» , сексуальные меншинства» и с чем это связано, мне не понятно, ведь все же законодательно не закреплены признаки, по которым можно было бы проводить каку-либо грань между данными группами.

И так, мы рассмотрели мотивы преступлений экстремистской направленности, и как мы видим, существует очень много проблем, связанных с пониманием этих мотивов, и их разграничения между собой. Это связано с тем, что законодатель не раскрывает их содержания, и приходится опираться на научную литературу, которой присуща разносторонность и неопределенность. И ошибки правоприменителя, как следствие такой неопределенности приводят к различным последствиям. По данному вопросу можно много и долго рассуждать, но это ничего не изменит, для решения этих проблем нужно действовать.

3.666665
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.7 (9 votes)

Если идеология - это в том числе и политические идеи и взгляды, в которых осознается человеческое отношение к действительности, то как соотносятся понятия «политическая ненависть» и «идеологическая ненависть»? Как их разграничить на практике с понятием "ненависть в отношении какой-либо социальной группы", если политические идеи могут быть основой для объединения людей в социальные группы?
Как Вы написали, законодательно не закреплены признаки, по которым можно проводить грань между социальными группами. Как Вы думаете, какие признаки стоит указать в законе?

Благодарю за вопрос!
Да, действительно, у каждой политической партии своя идеология, и преследование их представителей за их идеи образует мотив "идеологический ненависти", а отличие "идеологической и политической ненависти" в том, что при политическом мотиве преступление направлено на конкретное лицо "соперника ,конкурента..." в борьбе за власть, а не за его приверженность к какой-либо идеологии, или за то что он состоит в какой-либо партии.
А если говорить относительно признаков "социальной группы", то, на мой взгляд, необходимо написать примечание, в котором бы содержалось понятие «социальной группы» и указать конкретные признаки, более существенные, социально значимые, относительно всего общества, некоторые я уже указывал в своей статье.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".