Чечикова Наталья Геннадьевна,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент
Организация свободного времени является ключевым направлением в реализации коммуникативных потребностей молодежи. Коммуникации в социальной психологии – это «обмен информацией, общение, связи и взаимодействия людей» [3, с. 222]. Потребность – это «предпосылка психической активности, возникшая в результате рассогласования реального состояния индивида, социальной общности с оптимальными для них состояниями» [1, с. 327]. Молодежь – «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет» [6, с. 365]. Использование свободного времени молодым человеком является своеобразным индикатором его культуры, круга его потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Т. Г Киселева и Ю. Д Красильников подчеркивают, что в своем содержании функции досуга: «отражают определенные направления и стороны жизнедеятельности людей». По их мнению, «…общественные потребности каждого конкретно - исторического этапа развития общества носят объективный характер… выполняют роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность» [2, с. 96].
Работа с молодежью в области интеллектуального и духовного развития должна выполнять ряд социально значимых функций: просвещение молодежи, развитие творчества и общественной активности, организация широкого общения, обеспечение отдыха и развлечений. Тогда встает вопрос о том, в каких формах и с помощью каких технологий должна быть выполнена эта работа? Формы организации молодежного досуга, несомненно, должны быть разнообразными, интересными, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Единственный способ обеспечить именно такой досуг - это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
Поэтому, актуальным становится разработка новых форм организации досуга молодежи. В г. Омске существует множество досуговых заведений, куда предлагается прийти молодому человеку. Это культурно-досуговые центры, театры, концертные залы, музеи, ночные клубы, студии ремесел, например - студия рисования песком и так далее. Но ведь это заведения, в которых человек по сути оказывается в предлагаемых обстоятельствах, ведь ты приходишь в театр и априори знаешь, что там будет театр.
Существует потребность в независимом пространстве для молодежи, где будут реализованы их социально-значимые функции и этим пространством стали площадки свободного общения для молодежи в городе Омске. По сути, эта форма организации досуга относится к технологическим микроструктурам технологий социально-культурной деятельности. «Технологическое структурирование отдельных СКТ представляет собой своеобразный организационный каркас, определяет путь, русло, обеспечивающее движение к цели» [4, с. 30], то есть площадка свободного общения является новым направлением молодежной политики, которой лишь нужен новый взгляд на потребности, существующие в молодежной среде.
На сегодняшний день уже существуют и функционируют две молодежные площадки в городе Омске. В Омской областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина 20 сентября 2013 года открылся новый молодежный зал. Из 15 читальных залов в «Пушкинке» он единственное место с доступом к Wi-Fi. Как рассказала заместитель директора библиотеки Оксана Московцева, особенность новой площадки в том, что омичи могут самостоятельно выбирать, чем им заниматься. Основная цель молодежной площадки - дать место молодежи, где они могут самоорганизовываться. Сюда приходит молодежь активная и инициативная, которая сама предлагает, чем бы она хотела заниматься. На площадке доступны пять так называемых зон: там можно читать, слушать музыку, можно работать в Интернет. Открыт доступ ко всем электронным ресурсам библиотеки. Также уже открыта игровая зона с настольными играми и площадка, где можно обсуждать какие-либо свои идеи и назначать встречи. Также молодежный зал – это еще и выставочное пространство для творческого развития. Каждый месяц здесь планируется проводить выставки молодых художников, фотографов. Участникам будет доступна площадка для персональной экспозиции, кураторская и организационная помощь.
25 января 2014 года в холле 1 этажа НП «ОМЦ «Химик» открылась площадки свободного общения для молодежи – места, где ребята могут работать над своими проектами, проводить интеллектуальные игры и творческие встречи. В зале существует беспроводной доступ к сети Интернет (Wi-Fi), поэтому каждый посетитель сможет прийти со своим ноутбуком, планшетом или смартфоном.
Недавно в одном из интервью Владимир Золотарь, художественный руководитель ТЮЗа, поделился планами на будущее: согласно концепции развития омского ТЮЗа, фойе ТЮЗа должно превратиться в центр притяжения старших школьников и студентов. «Я понимаю, что реконструкции театра придется ждать еще ни один год, а свои идеи мне хочется воплощать уже сейчас. Поэтому мы планируем создать из просторного фойе второго этажа более уютное пространство, зону свободного молодежного общения с кафе, свободным доступом в интернет. Театр должен выходить за рамки классического театра. Необходимо, чтобы в нем было место для выставок, лекториев, художественных программ, кинопоказов. Именно с их помощью можно привлекать молодого зрителя», - отметил В. Золотарь[5].
Таким образом, совершенствование форм организации молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, удовлетворения коммуникативных потребностей, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
На территории свободного общения каждый найдет мероприятие или событие которое действительно подходит молодому человеку и которым он интересуется в данный момент времени. Также, аудитория сама сможет решать и определять развитие площадок с учетом своих предпочтений, что будет способствовать популярности данной формы организации досуга. Появление площадок для свободного общения молодежи станет шагом на пути совершенствования услуг социально-культурных учреждений молодежного досуга города Омска.
Список литературы:
1. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 560 с.
2. Киселева Т. Г. Социально–культурная деятельность: учеб. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
3. Немов Р. С. Психология: Словарь-справочник. В двух частях. Часть 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 304 с.
4. Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2010. 158 с.
5. Онлайн-журнал класс http: // www.classomsk.com/news/2891-zolotar_tuz
6. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 672с.