Социальный проект мюзикл «маугли» в педагогическом просвещении студенческой молодежи

Черепанов Александр Сергеевич,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

 

Мюзикл «Маугли» задумывается как студенческий проект жанра – мюзикл, по книгам Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей».
Мюзикл – «(англ. musical – музыкальный) музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, сочетающее в себе элементы оперетты, балета и эстрады» [1, с. 380]. Жанр - мюзикл очень популярный в мире жанр. Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

Мюзикл - (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался. Мюзикл - жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла - «Юнона и Авось». По форме мюзикл, чаще всего, представляет собой двухактовый спектакль.

Почему именно «Маугли»? В «Маугли» демонстрируется очень много проблем реальных и жизненных и можно сказать наболевших. В нашей современной жизни, темп которой можно назвать не иначе чем бешеным, происходит очень много всего. Множество обстоятельств и ситуаций выпадает на долю каждого человека ежедневно, ежечасно. Каменные строения окружают нас будто джунгли животных. Ведётся настоящая война за выживание. И в этой войне каждый выживает как может. Люди создали подобие пищевой цепочки в своём социуме. Кто-то в этой новой «пищевой» цепочке оказался наверху, а кто-то в самом низу. Кого-то едят, а кто-то сам, являясь настоящим хищником, съедает других. День за днём ведётся погоня. Погоня за жизнью. Люди здесь сравнимы с животными: тигры и волки, леопарды и буйволы, медведи и шакалы. Каждое животное является в какой-то мере отражением человека или его образа жизни. Люди имеют возможность взглянуть на себя со стороны в утрированных образах животных, вспомнить, если кто забыл, что такое честь и отвага, и посмотреть на то, как жалок страх и лицемерие. Аналогии человеческой жизни и жизни мира животных помогают лучше разобраться в коллизиях жизненного выбора человека, в этом и заключается педагогическое просвещение студенческой молодежи под воздействием данного социального проекта. Педагогическое просвещение можно определить как одну из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей - настоящих и будущих, родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и другие) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Выделяют традиционные формы педагогического просвещения. Например, родительское собрание – это распространенная форма работы с родителями. Собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание. Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и так далее. Вечера вопросов и ответов - одна из форм воспитания, которую проводят преподаватели и заучи по различным вопросам воспитания и образования учеников. Диспуты - тип урока, который олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Дни открытых дверей – это возможность познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы. Благодаря этому мероприятию родители увидят работу ребенка на уроке и во внеклассной деятельности. Нетрадиционные формы педагогического просвещения: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительским опытом (в том числе через Сеть).

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий: знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.); личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером; педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Термин «просвещение» понимается нами, как: течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

Планируется задействовать в постановке - как студентов, так и преподавателей, факультета культуры и искусств, кафедр хореографии, социально культурной деятельности, кафедры инструментального исполнительства и музыкознания, кафедры режиссуры и театрализованных представлений, хорового дирижирования, кафедры кино – фото – видео творчества, а так же отдельных преподавателей перечисленных кафедр.
Сценарий полностью будет основываться на книгах Редьярда Киплинга. «Книга джунглей» — сборник рассказов Редьярда Киплинга. Продолжение — Вторая книга джунглей. Обе книги включают в себя несколько рассказов в поучительной манере. Главные герои - животные. Кроме того, в нескольких рассказах участвует Маугли - ребёнок, воспитанный волками.

Рассказы были впервые опубликованы в журналах в 1893-1894 годах. На сайте НИРО – Нижегородского Института развития образования во время обсуждения научно-практической Интернет-конференции «Личность педагога XXI века» педагог Д. И. Доронин предложил интересную метафору: посмотреть на сказки Р. Киплинга о Маугли как на «книгу о развитии человека», в которой «отражены различные педагогические технологии и образовательные стратегии». Попробую развить эту мысль в контексте педагогических инноваций.

Медведь Балу – это типичный представитель традиционной педагогики: он преподаёт звериным детёнышам Закон Джунглей и воспитывает Маугли как «настоящего волка». Пантера Багира - инноватор. Она гораздо лучше, чем Балу, понимает потребности Маугли и стремится учесть в воспитании его особенности, развить в нём «человеческие» качества. Наконец, она убеждает Балу в том, человеческого детёныша нельзя воспитывать как волчонка. Кстати, в английском оригинале Багира – молодой самец, для Маугли он старший товарищ по приключениям и его отношение к Маугли изначально лишено «материнской» опеки, которая обычно чувствуется в русских переводах. Багира расширяет знания и опыт Маугли далеко за пределы «волчьего мировоззрения».

Багира стимулирует познавательные интересы ребёнка: его перемещения по джунглям не ограничиваются поисками пищи, это скорей познавательные экскурсии, насыщающие не только желудок, но и человеческое любопытство. Правда, есть в джунглях и другие «инноваторы», точней, псевдоинноваторы: целое племя бандар-логов – серых обезьян, которые, по словам Киплинга, «всегда хватаются за что-нибудь новое», но никогда не доводят дело до конца. Когда Маугли попал в лапы этих «воспитателей», ему сначала было интересно. После суровой «волчьей школы» он вдруг почувствовал себя в центре всеобщего внимания. Обезьяны его пожалели, накормили, развлекали новыми играми и забавными речами. Только представьте: целая стая «педагогов - бандар-логов» носится с ребёнком как с высшей ценностью! Неужели в Джунглях восторжествовали идеи гуманной педагогики, и наступил апофеоз личностно-ориентированного образования? Однако, вскоре выясняется, что за болтовнёй и ужимками бандар-логов нет никаких осмысленных педагогических действий. Они перессорились между собой, новое им быстро надоело, ребёнок оказался предоставлен сам себе, и вот уже обезьяны отнимают у него банан, который недавно сами ему дали! В отличие от бандар-логов, Балу и Багира в воспитании Маугли выступают как союзники, объединяя педагогические традиции и инновации. Балу может не одобрять «педагогические новшества» Багиры, а Багира – добродушно подсмеиваться над суровостью методов Балу, однако оба наставника легко договариваются и эффективно сотрудничают, понимая, что от этого зависит судьба их воспитанника.

И ещё одна мысль, навеянная «Книгой Джунглей»: Маугли очень легко попал в лапы бандар-логов, а вот чтобы отнять у них ребёнка, Багире и Балу пришлось призвать на помощь Каа, да и самим серьёзно рискнуть своими шкурами.
Основные педагогические ролевые позиции:
- удав (технологии социальной манипуляции Каа: «слушайте меня, бандар-логи» и т.п.);
- медведь (эффективность «тяжёлой лапы» традиционных технологий);
- вожак (технологии Акеллы - педагогика примера, авторитета);
- орёл (что-то доносится с неба - с высот профессиональных гастролей и сияния педагога-звезды);
- сверстник (в книге - красивая девушка; технологии саморазвития в детской проектной общности);
- тигр (технологии угрозы и «социального убийства» Шерхана; такие учителя тоже были в моём школьном детстве и тоже, по-своему, повлияли на моё развитие);
- пантера (технологии Багиры – педагога - тьютора, рискующего педагога - инноватора, проектировщика развивающей среды, что из русского перевода книги и мультфильма недостаточно очевидно). В оригинале книги Киплинга Багира — самец, образ которого однозначен — это герой-воин, противостоящий Шер-Хану как благородный герой разбойнику, он также - примиритель враждующих сторон.
Таким образом, социальный проект мюзикл «Маугли» может быть полезным жанром в педагогическом просвещении студенческой молодежи, так как он в занимательной игровой форме представляет ролевые педагогические позиции в социализации личности.


Список литературы:

  1. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. Изд. 3-е, испр., перераб. М.: Мартин, 2011. 704 с.
  2. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
0
Ваша оценка: Пусто