Лаца Яна Геннадьевна
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»,
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
В настоящее время в виду сложных процессов общественной трансформации и изменений во всех сферах жизнедеятельности человека, современное общество встало перед необходимостью учиться жить в новых условиях. В такой новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят глубокие изменения социальных характеристик, прежде всего, молодого поколения.
Проблемы российской молодёжи представляют собой, по сути, проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. А жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего «завтра».
Кого же в наше время принято называть молодежью? Согласно устоявшейся традиции молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе [3, с. 57].
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Именно отсюда в поведении молодёжи проявляется сочетание довольно противоречивых качеств: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм и др.
Молодость – это то время, когда человек должен сам определить свою судьбу, найти верный путь к жизненному успеху, путь к максимальной реализации своих способностей. Это период трудного процесса самопознания, обретения собственного «Я», когда человеку нужно понять, на что он способен, утвердить себя в обществе [6, с. 47].
Положение молодёжи в современном обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны, она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны – самую социально неподготовленную, в виду дефицита жизненного опыта, а значит и самую уязвимую её часть.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи, негативного влияния СМИ, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит нравственная деградация личности, идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории и традициям.
Все это, вместе с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям, закономерно приводят к асоциальным ценностям, образу жизни и поведению молодёжи: пессимизму молодых людей, неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм. Они стимулируют противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию), стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях, усиление агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде [4].
Сегодня принято ошибочно полагать, что молодежь не думает о будущем, что она развращена западной культурой, испорчена и вульгарна, но это совсем не так и нельзя не отметить определенные положительные черты молодежной среды. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, который, к сожалению, в нашей стране стал уже перманентным [1, с. 54].
Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности.
С другой стороны, трансформация современного общества наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности.
Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Социальное неравенство не перестает оставаться одной из главных проблем современной молодежи.
Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования.
Молодёжная среда стала сегодня опасной криминогенной зоной. Известно, что детская и подростковая преступность растет, и вообще преступность в России практически поголовно молодежная, вызванная социальным неравенством, бедностью, нищетой и предельной доступностью алкоголя и наркотиков. Произошло резкое омоложение преступности, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.
С упомянутыми явлениями связана и такая острая проблема, как взрывной рост социальных болезней (включая СПИД).
В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы [4]. Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают: деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие, при этом нужно отметить, что место иерархии молодежных ценностей в России во многом занято асоциальными ценностями.
Привлечение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом жизни. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает доминировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре. Классическая культура начинает терять ценность и привлекательность. Сегодня наблюдается тенденция к дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей. Эта тенденция проявляется в интересе молодежи к сценам и эпизодам насилия и жестокости в кинематографе, телевидении, театре, музыке, литературе, искусстве. Происходит тотальное искоренение из культурного оборота целого пласта культуры, искусства, науки.
Нельзя также не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном «мирке». Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.
Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжи однозначно свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и массовое распространение новых потребительских интересов, торжество асоциальных ценностей.
Из всего этого можно сделать вывод, что все трудности молодежи самостоятельно решить не удастся, оздоровление молодежной среды возможно лишь с помощью государства, посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации. Государство должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур, создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью, изучать демографические и социальные проблемы молодежи, создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.
Библиографический список:
- Аносов, А. П. Проблемы молодежи [Текст] / А. П. Аносов. - М.: Инфра, 2007. – 215 с.
- Баранов, А. П. Социальная работа с молодежью [Текст] / А. П. Баранов. - М.: Инфра, 2009. – 118 с.
- Волков, Ю. Г., Нечипуренко, В. Н., Попов, А. В., Самыгин, С. И. Социология: учеб. пособие [Текст] / Ю. Г. Волков и другие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
- Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», эл. ресурс, URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/8/17/problemy_sovremennoj_rossijskoj_molodyozhi_chego_hochet_molodezh/.
- Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст] / О. И. Карпухин // СОЦИС. - 2000. - № 3.
- Никольский, Д. Социология молодежи [Текст] / Д. Никольский. – М.: Феникс, 2002. – 210 с.
- Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры: доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. / ответственный редактор Вал. А. Луков. – М.: Изд-во Моск. гуманит. унив-та, 2007. – 332 с.
Автор нетрадиционно подходит к оценке современной молодежной политики. Молодежь в данной статье представлена именно как социально слабо защищенная категория населения. Но судьба молодежи, с точки зрения, автора выглядит достаточно оптимистично. То есть, автор полагает, что ведущие социальные ценностные ориентации у молодежи развиты в достаточной мере, но молодежная политика государства слабо организует сопровождение данного становления молодых людей. Мир стареет, говорит автор и это действительно так. Следовательно, молодежь является именно той статусной категорией населения, на которую необходимо, прежде всего, обращать внимание.
Автор делает очень странный вывод, учитывая заявленную тему. Если роль государственных институтов в социализации молодежи значительна, хотя ее не следует преувеличивать, то сложно представить молодежную государственную политику направленную на САМОреализацию молодежи.