Самообразование личности: сущность, структура, функции

Боровикова Светлана Александровна,
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

В современных условиях динамичного развития общества, гарантом перспективного развития и благосостояния социума является концепция образования на протяжении всей жизни человека, что предполагает выдвижение на первый план самообразовательной деятельности личности.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов.

Самообразование – это «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» (Г. М. Коджаспирова) [3, с. 32].
Суть самообразования заключается в «овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием» [2, с. 117].
Следовательно, сущностные особенности самообразования включены в процесс самовоспитания личности. Самовоспитание – это «целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации. Психологическим условием самовоспитания является недовольство собой. Неудовлетворенность собой возникает у личности в случае разрыва «Я – идеального» с «Я – реальным» (И. С. Кон). Самовоспитание проходит несколько этапов: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, разработка программы, осуществление программы самовоспитания. Для того, чтобы реализовать задачи самовоспитания, личность должна овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и другими. Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять какие-либо качества личности, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи с тем, чтобы самосовершенствование осуществлялось в социально приемлемых формах» [1, с. 94].

Прослеживая эволюцию понятия «самообразование», можно выделить два этапа его развития: исследование проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до XIX в.); выделение самообразования в самостоятельный вид человеческой деятельности и в специальный объект исследования (с XIX в.).
Различные аспекты проблемы самообразования в контексте собственных фундаментальных и прикладных исследований рассматривали известные ученые: педагоги - Ю. К. Бабанский, B. C. Ильин, П. Ф. Каптерев, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и другие; психологи - Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и другие.

Теоретическим и методологическим аспектам проблемы самообразования в последние десятилетие были посвящены научные исследования А. В. Баранникова (педагогика) и Е. А. Шуклиной (социология).
Достаточно глубоко вопросы самообразования и самостоятельной деятельности школьников в 60-80-е гг. XX столетия были изучены московской (П. И. Пидкасистый и другие), ленинградской (А. К. Громцева и другие), волгоградской (Б. Ф. Райский и другие) научными школами. Исторический аспект проблемы самообразования достаточно полно представлен в исследовании А. Я. Айзенберга. Проблема самообразования и самовоспитания всегда интересовала педагогов — новаторов 80 - 90 гг. XX века (В. А. Караковский, Е. П. Ильин и другие).

В последние годы, как показывает анализ научной и методологической литературы, самообразование обучающихся рассматривались как средство освоения прикладных умений и навыков (иностранный язык, информатика и так далее). В настоящее время можно обозначить две тенденции в определении понятия «самообразование»: «самообразование» как познавательная деятельность для самосовершенствования (предлагаются различные варианты); «самообразование» как самосозидающая, самообразовывающая деятельность, как сознательное построение своего внутреннего мира, своего образа. То есть, самообразование в контексте процесса самовоспитания личности.

Современные исследователи отмечают значимость самообразования для будущих поколений людей. Но для реализации механизмов самообразования требуется соответствующая образовательная среда. Создание данной среды, реализующей механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится основной задачей современной школы. Формирование интереса к самообразованию становится жизненно необходимым атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное личностное развитие и профессиональный рост.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и другие.

Современное самообразование мы рассматриваем не только как процесс передачи и восприятия знаний, но и как культурный феномен, который выполняет социокультурные, воспитывающие, развивающие, прогресообразующие функции. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить новые характеристики самообразования как социокультурного феномена, среди которых такие, как: содействие передаче базовых культурных ценностей и функций общества; помощь в осуществлении социализации школьников, содействие интенсивному вхождению школьников в мир культуры; создание условий для достижения интеллектуальной свободы личности, ее личной автономии, поскольку самообразование вооружает человека средствами их достижения; создание фундамента для саморазвития личности, обеспечение возможностей для самореализации; содействие решению проблемы сближения культур, усвоения этнорегиональных ценностей; содействие усвоению новых подходов человеческой жизнедеятельности. С позиций личностно ориентированного обучения можно выделить такие характеристики самообразования, как гуманитаризация, диверсификация, многоуровневость, индивидуализация, непрерывность, информатизация Диверсификация, к примеру, иллюстрируется направленностью самообразования, его видами и содержанием, особенностями технологий.

Наряду с социокультурными и личностными нами рассматриваются такие педагогические особенности самообразования обучающихся, как: включение школьников в более сложные по сравнению с предшествующим возрастом виды деятельности; обращенность самообразования личности ученика в будущее, интерес ко всем формам самообразования; связь самообразовательной активности с развитием способностей; оценка личностью своих возможностей на основе самообразования в выборе профессии.

М. Князева определяет следующие функции самообразования:
- экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний;
- ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе;
- компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;
- функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.
- методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире;
- коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом;
- сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;
- функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления;
- психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;
- геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма [4, с. 15].
Технология организации самообразовательной деятельности ученика может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе ученик знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический.
На этом этапе происходит накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический.
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе данной работы.
5 этап – итогово – контрольный.
На этом этапе ученик должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы учащегося предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение обучающегося работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспекты, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Мотивы, побуждающие ученика к самообразованию:
- ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку у ученика возникает необходимость поиска и анализа новой информации;
- желание творчества;
- стремительный научно-технический прогресс. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение;
- общественное мнение. Ученику не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учеником!
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности ученика в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.


Список литературы:

1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
2. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Г. А. Андреев, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. М., 2005. 181 с.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003. 175 с.
4. Князева М. JI. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.

0
Ваша оценка: Пусто