Роль моллов в удовлетворении потребностей

Коробов Станислав Борисович
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Научный руководитель: Деревянченко Юрий Иванович, доцент кафедры социологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, кандидат философских наук, доцент

В современном мире процессы глобализации все больше и больше распространяются по всему миру. В том числе, и Россия не остается в стороне. С 1990-х годов, при внедрении (теоретически – при переходе, практически – при постепенном изменении) в Россию рыночной экономики, и до настоящего времени, сегмент потребления потерпел значительные изменения. Если, в 90-х годах начинали распространяться небольшие частные магазины и киоски, то с начала двухтысячных неотъемлемой частью жизни преобладающего населения России стали супермаркеты. Постепенно, при ориентации на более развитые западные модели рыночной экономики, в России начал проявляться новый формат магазинов розничной торговли с огромным ассортиментом – Гипермаркеты. "Гипермаркетом называется  предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, площадью торгового зала от 5000 кв. м.».

Период с 2000-х по 2010-е гг. является расцветом распространения гипермаркетов в отечественной торговле. Однако с постоянным расширением сферы потребления, даже такой формат торговых центров как «Гипермаркет» постепенно трансформировался в более широкий по своему функционалу формат торгового центра «Молл». Этот термин  заимствован из английского языка от термина «MegaMall» (сокр. Mall), и означает не просто торговый комплекс, а связанную систему торговых и досуго-развлекательных мероприятий. В настоящее время в каждом крупном, и даже в более мелких городах России имеется молл, занимающий огромную площадь, представляющий широкий ассортимент, и предоставляющий дополнительный спектр услуг для покупателей. С данной позиции, слово «покупатели» было бы целесообразно заменить словом «посетители», т.к. торговля товарами уже не занимает главенствующего положения в ряде Моллов.

Появление торгово-развлекательных комплексов, очевидно, ведет к трансформации культуры потребления, формирует принципиально новое отношение не только к покупкам, но и к досугу, образу жизни, привычкам и пристрастиям. Коммерциализация городских общественных пространств так же имеет значительное влияние на инфраструктуру  – как результат, все большее количество территорий становится центрами по предоставлению товаров и услуг – будь то заведения общественного питания, бутики, или фирмы. Отличительной чертой моллов является то, что они представляют собой сочетание различных сфер потребления – торговли, услуг, развлечения. При этом мол обладает рядом привлекательных свойств для потребителя. Во-первых – это впечатляющие размеры и количество ассортимента; во-вторых – ценовая политика, которая зачастую отличается более низкой стоимостью товаров от других форматов магазинов; в третьих – имидж и дополнительные услуги, что позволяет не просто осуществить закупки товаров, но и удовлетворить потребности в отдыхе, досуге, и комфорте. Такое уникальное явление в сфере потребления, не может функционировать на территории России без видимых изменений в культурно-социальных процессах, и не оказывая влияния на те группы населения, которые наиболее активно участвуют в процессах потребления, а именно – молодежи.

Торговые центры первоначально представали в качестве сферы потребления товаров, а Моллы, в настоящее время являются сосредоточением в одном месте огромного комплекса различных мероприятий. К примеру, автономные магазины, бутики, супермаркеты, кафе, разного рода развлекательные заведения (кинотеатры, катки, танцплощадки), банки и офисы, фирмы и агентства, являются ярким примером возможности моллов совмещать в себе шопинг, досуг и удовлетворение ряда других потребностей, среди которых шопинг перестает быть главной задачей. Так как шопинг и продажа товаров становится не главной особенностью моллов, а на передний план выступают совершенно другие аспекты и сферы влияния, следовательно, молл, как новый формат торговых центров, предназначенных для удовлетворения потребностей в потреблении, намного расширяет сферу оказываемого на человека влияния. Такая трансформация мероприятий, связанных с потреблением, с учетом постоянно возрастающей капитализацией общества, не может не оказывать влияние на потребности человека, развитие его личности в целом, а так же способов удовлетворения социальных и духовных потребностей. Возникает вопрос – становится ли молл, не просто явлением для удовлетворения потребностей, но и целым комплексом, влияющим на развитии личности и формирования потребностей человека? Молодежь, как наиболее активная социальная группа, и в то же время, во многом открытая для внешних воздействий, в том числе глобальной капитализации общества, начинает принимать наибольшее участие в системе функционирования молла, и отсюда возникает следующая проблемная ситуация: может ли явление, предназначенное для удовлетворения потребностей в потреблении, трансформироваться в явление, способное удовлетворять множество духовных, социальных и других потребностей человека, без создания негативных последствий по отношению к традиционным институтам духовной сферы.

В советское время, институты духовной сферы общества, а именно институты культуры полноценно выполняли свои функции. Дома культуры и творчества были направлены на массы, в широком спектре способствовали культурному развитию и просвещению населения. Театры, музеи, библиотеки, хоть и содержали в себе частицу «элитарного», тем не менее, функционировали для широкого слоя общественности. В настоящее время, Моллы перенимают на себя многие функции институтов культуры. Моллы проводят развлекательную и досуговую политику, которая в некоторой мере способна удовлетворять духовные потребности людей в аспекте культурного развития. К примеру, касательно города Омска, в торговом центре «Континент» часто проводятся разного рода выставки, начиная от выставок картин, до презентаций различных творческих «перфомансов» в праздничные дни. Торговый центр «Мега» время от времени проводит концерты и представления на специально предназначенной сцене в зоне отдыха. Торгово-выставочный комплекс «Каскад» так же проводит различные культурные мероприятия на площади и показы мод внутри комплекса. В настоящее время, все вышеперечисленное удовлетворяет духовные потребности населения. На фоне происходящего, очевиден упадок специализированный институтов культуры таких как Дома Культуры и Творчества, Музеев, Театров, Библиотек и др. Возникает ситуация, когда удовлетворение духовных потребностей происходит либо таким образом, либо вообще никаким, что и создает актуальную проблему: происходит утрата функций удовлетворения социальных, духовных и прочих потребностей традиционными институтами духовной сферы общества, на фоне «Моллов», которые все в большей степени перенимают эти функции. То есть удовлетворение духовных потребностей осуществляется не в специализированных институтах, а в комплексах, основное направление которых – потребление.

4.4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.4 (5 votes)

Интересная тема, сформулирована проблема, однако, на наш взгляд слишком заужено содержание понятия "духовные потребности", слишком категоричны выводы. Продвигайтесь в своих размышлениях дальше, успехов!

Интересная проблема поставлена в данной статье! Сначала создается впечатление, что автор достаточно широко формулирует понятие «потребность», но затем он уточняет, что, прежде всего, рассматривает возможность удовлетворения с помощью «моллов» именно духовных потребностей. Насколько мне известно, духовные потребности никогда ни в ДК, ни тем более в «моллах» не удовлетворялись. Для этого традиционно предназначены – церкви и библиотеки. Поэтому, проводить параллели между традиционными центрами культуры, например – Дом культуры и «моллами», на мой взгляд, слишком сильно. Речь идет о проведении досуга и не более того.

Автор оперирует понятием "духовная сфера общества", которое в отечественной научной традиции включает в себя учреждения образования, воспитания, искусства. Одним из элементов духовной сферы общества являются духовные ценности, имеющие социальную природу. В этом смысле, выводы автора вполне оправданы.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".