Роль дизайна в духовно-нравственном воспитании студентов

Сирозодтинова Елена Александровна
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

Система современного российского образования пока еще находится в процессе реформирования. Основные направления этого непростого пути отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2]. Согласно этой концепции, российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам. В контексте Болонского процесса вузы должны готовить высоко компетентных специалистов, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и обладающих необходимыми информационно-познавательными компетенциями. В этой полосе реформ остаются нерешенными проблемы, к которым в первую очередь, на наш взгляд, относится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Важность этой проблемы связана с резким падением духовной культуры, с духовной стагнацией российского общества.

Начиная с 2002 г., в научно-теоретической и научно-методической литературе активно обсуждалась сущность компетентностного подхода в образовании в его отличии от традиционного «знаниево-ориентированного» метода [3], рассматривались проблемы формирования ключевых компетенций [4]. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Сегодня этот комплекс компетенций по-разному определяется и структурируется (например, трактовка социальных компетентностей И. А. Зимней и др. [1], выделение А. В. Хуторским универсальных компетенций: общенаучных, социально-личностных, общекультурных, инструментальных [4]).

Согласно требованиям ФГОС ВПО третьего поколения к основным образовательным программам подготовки бакалавров, выпускник должен обладать следующими компетенциями: универсальными, к числу которых относятся общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные и профессиональными (по видам деятельности).

Эти стандарты требуют также разработки точного перечня социально-личностных и общекультурных компетенций, являющихся как результатом изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза. А. В. Хуторской определяет общекультурные компетенции как способность осознавать «особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере…». Сюда же относится опыт освоения «…научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [4].

Примерами конкретных социально-личностных компетенций могут быть следующие: «умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь», «стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства», «способен проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину», «способен работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным» и т. п. Естественно, что формирование таких личностных качеств будущего профессионала может и должно происходить как в ходе учебной деятельности, так и в ходе внеучебной работы со студентами.

Специальные дисциплины, такие как, дизайн, преподаваемые студентам, обладают уникальными возможностями не только для формирования именно социально-личностных и общекультурных компетенций, но и для духовно-нравственного воспитания студентов, которое невозможно без учета двух факторов: религиозного и рационального. Работа по воспитанию духовно-нравственной культуры студентов должна быть включена в образовательный процесс.

Духовно – нравственная культура является предопределяющей профессиональной характеристикой специалиста и рассматривается как степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, всего человечества, понимания себя и других.

Преимущество дизайна состоит в том, что мир искусства становится для студента привычным пространством, настоящей питательной средой. Философский постулат о том, что «бытие определяет сознание», неизбежно реализуется на практике. Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ рисунка, живописи, и других видов искусства дает возможность студентам приобрести умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций.

В ФГОС второго поколения приведены результаты изучения предметной области «Искусство», они должны отражать:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и многое другое.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого студента. Попробуем решить данную проблему, используя средства художественно-эстетического направления.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у студентов способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно-нравственного развития. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

- восприятие (потребление искусства);

- эстетические знания (искусствознание);

- художественная деятельность.

Остановимся подробнее на художественной деятельности, а именно на коллективной изобразительной деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у студентов эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения, положительных взаимоотношений с одногруппниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Не это ли отмечается в базовых ценностях духовно – нравственного развития, а так же в федеральном государственном стандарте? В процессе совместной деятельности на занятиях изобразительного искусства студенты приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на занятии, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт участника общения. Богаче становится духовный мир студента.

Формы коллективной изобразительной деятельности:

- совместно-индивидуальная;

- совместно- последовательная;

- совместно-взаимодействующая.

Каждая форма имеет ряд принципов организации творческой деятельности учащихся. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. «Совместно – индивидуальная деятельность» является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции.

«Совместно – последовательная деятельность» предполагает последовательное выполнение студентами определенной технологической операции, когда результат работы одного студента становится предметом деятельности другого. Работа происходит по принципу конвейера.

«Совместно – взаимодействующая форма» является самой сложной в организации коллективного творчества на занятии. Эту форму еще называют формой сотрудничества. Данная форма предполагает или одновременную работу всех студентов, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности.

Многие студенты отмечают, что такая форма выполнения заданий готовит их к будущей работе, работе в коллективе, что это помогает им находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, так же они учатся критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать пути самосовершенствования и др. Для каждого из них дорог опыт работы в коллективе. А разве не такими общекультурными компетенциями должен обладать студент, как прописано в ФГОСе ВПО третьего поколения, ведь данный вид творчества как раз и развивает эти компетенции. А это и есть духовно – нравственное развитие студентов.

Подводя итоги, можно отметить, что дизайн знакомит студентов с разными видами художественно - эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению студентами умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии студентов должна быть положительная динамика. Таким образом, на занятиях изобразительного искусства духовно-нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у студентов, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с помощью средств художественно-эстетического направления. И следует согласиться с тем, что «человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо постоянное внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения в целом для формирования высших нравственных ценностей у студентов» [5].


Библиографический список:

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34—42.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://www.tmei.ru/qms/uploads/folder1/1-08.pdf.
  3. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3—12.
  4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58—64.
  5. Ширшов, В. Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. URL: http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=32

 

3.75
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.8 (4 голосов)

На наш взгляд большая путаница и по содержанию и по форме: смешиваются понятия "дизайн" и "искусство", упоминается то третье. то второе поколение ФГОС, заявленная тема не раскрыта, потому что некорректно сформулирована

Конечно, есть некоторая путаница в использовании нормативных документов в сфере образования. Проблема поставлена автором следующая: как можно создать условия для развития общекультурных компетенций в процессе преподавания дизайна. Актуальность этого объясняется многими причинами. Например, что такое гуманно ориентированный дизайн – это инклюзивный дизайн, который направлен на создание комфортной среды проживания всех людей. Это дело будущего, но готовить к нему специалистов необходимо уже сейчас.

Непонятно зачем автор постулирует необходимость религиозного компонента в воспитании, если он никак не отражен в тексте. Принцип "бытие определяет сознание" и религиозное мировоззрение прямо противоположны

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".