Регулирование труда иностранных работников

Заровчатская Надежда Валентиновна,
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия» 
Научный руководитель: Згонник Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры трудового права.

В настоящее время в Российской Федерации регулирование трудовых отношений с иностранными работниками являются весьма актуальными. Однако, нормы права, содержащиеся в ТК РФ практически не регулируют данные отношения, что вызывает определенные трудности. В связи с этим уже разработан  проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами». Данный законопроект, уже прошел первое чтение, так что есть вероятность, что он воплотиться в правовую действительность, поэтому весьма целесообразно его проанализировать.
Следует отметить, что на данный момент основной правой базой, регулирования трудовых отношений с иностранным работником является ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Собственно именно этот закон преимущественно и хотят «продублировать» в ТК РФ.

И так, разработчики предлагаю дополнить ТК РФ статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». В данной статье будет закреплена обязанность работодателя  прописывать в трудовом договоре с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание, виде на жительство. А иностранный работник в свою очередь обязан предъявить все эти документы при заключении трудового договора. Таким образом, теперь в ТК РФ будет прямо указано, что необходимо разрешение на работу, на данный момент это требование закреплено в ФЗ № 115. Данное изменение весьма актуально, так как на практике есть случаи, когда иностранные специалисты, опираясь на нормы ТК РФ, оспаривают требование работодателя о предъявлении разрешения, считая, что этот документ касается исключительно работника. А работодатель в свою очередь несет административную ответственность за привлечение иностранного работника к трудовой деятельности без разрешения. Так, согласно ст. 18.15 КоАП РФ за указанное нарушение работодатель подлежит ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от 25 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.  То есть теперь добросовестному работодателю можно, ссылаясь на ТК РФ требовать разрешение и избегать привлечения к административной ответственности.
Далее разработчики предлагают закрепить в ТК РФ положение о необходимости добровольного страхования иностранных работников. Данные сведения должны быть прописаны в договоре и предъявляется работодателю. По нашему мнению данное изменение повлечет дополнительные затраты для работника, при чем не факт, что оно ему понадобится.

Так же предлагается предусмотреть в ТК РФ возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. То есть речь идет о случаях, предусмотренных в части 2 и 3 статьи 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Данное изменение целесообразно, так как в случаях если у работника в разрешение указан конкретный вид деятельности, то и работать он  может лишь в соответствие с ним, а значит в случаях указанных в ч 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ перевести работника оперативно не получится. Далее разработчики предлагают установить основания для отстранения от работы иностранного работника в случаях:

-приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- окончания срока действия разрешения на работу;
- окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
-окончание срока действия вида на жительство;
- окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).
Весьма актуальное изменение, так как в силу ФЗ № 115 использовать труд работника работодатель не вправе, однако в соответствие с ТК РФ и не вправе отказать работнику в допуске на рабочее место. Таким образом, подобная коллизия будет разрешена. Так же установлены дополнительные основания прекращения трудового договора.
-аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
-аннулирование разрешения на работу или патента;
-аннулирование разрешения на временное проживание;
-аннулирование вида на жительство;
-окончание срока действия разрешения на работу;
-окончание срока действия разрешения на временное проживание;
-окончание срока действия вида на жительство;
-окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
-невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
-невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения. Так же весьма целесообразное введение.
Резюмирую все вышесказанное, следует отметить, что предлагаемые изменения по большей части весьма обоснованны. Но разрешают ли они все нюансы? Не затронуты, например, вопросы, связанные с трудовой книжкой, также, необходимо исключить пробелы в отношении иностранных граждан по вопросу действия трудового законодательства в пространстве. Так  как, в соответствие со статьей . 11 ТК РФ правила трудового законодательства действуют в отношении иностранных граждан на территории РФ. Исходя из этого, если иностранный работник окажется вне пределов РФ, например, будет находиться в заграничной командировке, отпуске, правила трудового законодательства в отношении него действовать не будут.

Таким образом, проблемы регулирования труда иностранных работников  остаются и данные изменения их в полной мере не охватывают, а значит необходимо доработать данный законопроект или же наряду с ним создать новый. Конечно, было бы весьма уместно создание в ТК РФ целой главы посвященной регулированию труда иностранных граждан и лиц без гражданства.


Список использованной литературы

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ               
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами».
4. http://www.garant.ru/article/505146/#_ftn1

3.4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.4 (5 votes)

Какие вопросы, связанные с трудовой книжкой, Вы предполагаете необходимым уточнить в законопроекте?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".