Реестр уведомлений залогового имущества. реальность правоприменения

Васильчук Илья Владимирович,
Омская юридическая академия, г. Омск

1 июля 2014 года вступят в силу поправки к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее ГК РФ), который внесет существенные изменения в регулирование отношений в сфере залога.
Изменения в ГК РФ будут применяться только к тем правоотношениям, которые возникнут после 1 июля 2014 года, и не затронут прав и обязанностей, существовавших до этого момента.
Указанные изменения стали возможны благодаря принятия Федерального закона № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункта 4 вводимой статьи 339.1, залог иного имущества, не относящегося к недвижимым вещам, помимо указанного в пунктах 1–3 указанной статьи имущества, может быть учтен путем регистрации уведомлений о залоге, поступивших от залогодателя, залогодержателя или в случаях, установленных законодательством о нотариате, от другого лица, в реестре уведомлений о залоге такого имущества (реестр уведомлений о залоге движимого имущества). Реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате.  

В случае изменения или прекращения залога, в отношении которого зарегистрировано уведомление о залоге, залогодержатель обязан направить в порядке, установленном законодательством о нотариате, уведомление об изменении залога или об исключении сведений о залоге в течение трех рабочих дней с момента, когда он узнал или должен был узнать об изменении или о прекращении залога. В случаях, предусмотренных законодательством о нотариате, уведомление об изменении залога или об исключении сведений о залоге направляет иное указанное в законе лицо.

Залогодержатель в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на принадлежащее ему право залога только с момента совершения записи об учете залога, за исключением случаев, если третье лицо знало или должно было знать о существовании залога ранее этого. Отсутствие записи об учете не затрагивает отношения залогодателя с залогодержателем.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I в статью 22.1 внесены пункты 12.1. и 12.2, которыми предусмотрена плата за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества в размере 300 р. и выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в размере от 20 до 40 р. за страницу.

Также указанным законом введена статья 34.1 , которая раскрывает понятие и содержание Единой информационной системы нотариата (далее ЕИСН) и согласно которой ЕИСН - автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. Также вводится обязанность нотариальной палаты по введению, бесперебойному функционированию, внесению и предоставлению информации, предусмотрена система контроля ЕИСН федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата.
При этом кроме взимания указанного выше сбора за внесение и предоставление сведений нотариальная палата иной платы за ведения ЕИСН в том числе в части ведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества не берет.
При этом согласно пункта 2 статьи 34.4 Основ законодательства РФ о нотариате (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ) Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
Согласно части 5 статьи 103.1 Основ законодательства РФ о нотариате (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ), уведомление о залоге может быть направлено нотариусу в электронной форме в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. Уведомление о залоге в электронной форме должно быть подписано квалифицированной электронной подписью заявителя. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.
В целом конечно нельзя не оценить попытку внесения законодательных инициатив особенно учитывая сложившуюся практику злоупотреблений со стороны залогодателей, однако не следует закрывать глаза и на недостатки нового закона, связанные, в первую очередь, с его разработкой в крайне сжатые сроки и влияния на принимаемый закон Федеральной нотариальной палаты.

Как уже отмечалось рядом специалистов, в частности, И.Радченко (блог pravo.ru от 09.11.2012г.): «К сожалению, должен констатировать и то, что представители нотариального сообщества не смогли отстоять в ходе разработки законопроекта свою позицию по нотариальным тарифам за регистрацию уведомления в реестре залогов и за выдачу выписок из реестра. Как результат, первоначальный проект был существенно изменён в Правительстве РФ и Государственной Думе РФ в сторону урезания размеров тарифа. При этом, хотя я не могу и не буду говорить за всех нотариусов, мой личный опыт осуществления нотариальной деятельности говорит мне, что принятый в итоге тариф за совершение новых нотариальных действий занижен в 4 — 5 раз, даже не учитывая расходы Федеральной нотариальной палаты по созданию и ведению реестра залогов. Как следствие, мы опять придём к использованию плохо урегулированных законом платежей за оказание услуг правового и технического характера, от чего мы так хотели отказаться, предлагая свой вариант тарифов…».
Согласно статьи 29 «Основ законодательства РФ о нотариате», федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат, является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Нужно понимать что создание и поддержка любой крупной информационной базы, как то Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) или Государственный кадастр недвижимости (ГКН) требует огромных как финансовых, так и организационных затрат. И эти затраты вряд ли будут укладываться в приведенные выше тарифы.
В результате мы будем иметь плохо работающий институт, либо по вине нотариусов, что уже предусмотрено частью 2 статьи 103.2 Основ законодательства РФ о нотариате (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ), «нотариус обязан зарегистрировать уведомление о залоге незамедлительно после его поступления. В случае, если регистрация уведомления о залоге невозможна по техническим причинам, таким как перерыв или сбой в работе реестра уведомлений о залоге движимого имущества либо временное отсутствие связи с реестром уведомлений о залоге движимого имущества, регистрация уведомления о залоге производится незамедлительно после устранения причин, препятствующих регистрации»; либо, в случае повышения тарифа по вине сторон сделки, поскольку не стоит забывать, что реестр носит информационный, а не правоподтверждающий характер — это означает, что наличие в реестре сведений о залоге не обязательно подтверждает наличие залога: возможно внесение в реестр заведомо, для заявителя, ложных сведений.

Поскольку согласно частью 1 статьи 103.1 «Нотариус при регистрации уведомления о залоге не проверяет наличие согласия залогодателя на регистрацию уведомления о возникновении залога, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении залога, содержащихся в уведомлении, и сведений о лицах, указанных в уведомлении о залоге. Нотариус не несет ответственность за недостоверность указанных в уведомлении сведений».
Поэтому 1 июля мы получим ситуацию, при которой чтобы добиться эффективной работы нового института понадобиться дальнейшая законодательная корректировка, в результате которой либо придется поменять оператора реестра, либо ввести обязательное нотариальное удостоверение договоров залога, возможно второго варианта и добивается федеральная нотариальная палата.

Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (ред. от 21.12.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.
3. Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 "О залоге" (ред. от 06.12.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 23, ст. 1239. (утратил силу).
4. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51, ст. 6699.
5. Федеральный закон от 02 октября 2012 № 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 21.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 41, ст. 5531.
6. Радченко И. Новая система учёта залогов движимого имущества в России. URL: http://www.blog.pravo.ru/blog/6396.html.
7. Махонин Ю., Лазарев А. «Обзор изменений законодательства о залоге, цессии и переводе долга». URL:http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/10430 .

0
Ваша оценка: Пусто