Развитие общекультурных компетенций в проектной деятельности

Сирозодтинова Елена Александровна, Попова Юлия Александровна,
Колледж СКУ «Колледж Северо-Казахстанского университета», г. Петропавловск, Республика Казахстан
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

 

На сегодняшний день от системы образования требуют подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. От современного вуза требуется обеспечить запросы системы образования, то есть приобщение студентов к ценностям мировой и отечественной культуры, сформировать у них навыки эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.

Отличительными особенностями образования в 20-21 веке становится его ориентация на «свободное развитие человека», развитие его творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Проникновение указанных идей в российскую образовательную среду вылилось во внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об образовании», Концепцию модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

Следствием проводимых изменений в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые предусматривают в качестве конечного результата обучения - освоение учащимися общекультурных компетенций.

Компетенции – это «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенций являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, называются ключевыми» [5, с. 132-133].
Следует подчеркнуть, что эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности».

Следовательно, можно предположить, что задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению.

ФГОСы третьего поколения требуют, чтобы каждая учебная дисциплина, любой учебный план независимо от специальности был наполнен ценностным содержанием, отражающим социальные ожидания и требования к личности индивида. Как следствие, каждый преподаватель должен реализовать в своей педагогической деятельности воспитательную работу, направленную на формирование общекультурных компетенций. Это предполагает как совершенствование содержания учебного курса, так и применения новых педагогических технологий, направленных на развитие навыков командной работы, творческого подхода к решению научных задач. Акцент делается на воспитание свободной личности, формирования у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Метод проектов очень удачно подходит для изучения практической части дизайна, а именно составной её частью – спецкурса «Компьютерная графика». Он развивает ключевые компетентности, в частности общекультурные. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов, метод проблем, связывался с идеями в философии и образовании. Разработал такой метод американский философ и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Обучение показывало учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Важно то, что значимая для студента проблема, взятая из реальной жизни, показывала ему какие необходимо приложить имеющиеся знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Важную роль играет здесь педагог, который подсказывает доступ кновым источники информации и направляет мысль учащихся в нужнее русло для самостоятельного поиска. В результате учащиеся самостоятельно и в совместных усилиях решают проблему, применяя необходимые знания из разных областей, получая реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Со временем идея метода проектов изменилась, но суть его остается прежним. В основе метода проектов в области дизайна лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть если проблема практическая, то конечный результат, должен быть готовый к внедрению.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
- осваиваются основы исследовательской деятельности;
- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
- развивается способность к рефлексии.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания компьютерной графике. Причин тому несколько:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Выбор тематики проектов в рамках спецкурса «Компьютерная графика», в зависимости от ситуации, различен. В одних случаях тематика выдвигается преподавателем, с учётом учебной ситуации по данному предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов предлагается самими учащимися, которые естественно ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов очень часто относиться к практическим жизненным вопросам, требующим привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается почти естественное объединение знаний.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам и к ресурсам сети Интернет, но ищут ответы у реальных людей, с большим опытом работы, у работодателей.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.


Список литературы:

  • Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003.
  • Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.- Высшее образование. 2003, № 5 // http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758
  • Игнатьева Е. А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе // Режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2011/ped17.html
  • Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2.
  • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  • Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
  • Сальников Н. Л., Бурухин С. Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. №2.
  • Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. 2008. №3
0
Ваша оценка: Пусто