Долинер Эмилия Максимовна, Юлташева Магарита Ильясовна,
Тюменский государственный университет, Институт государства и права
Научный руководитель: заведующий кафедрой трудового права и предпринимательства ИГиП ТюмГУ, к.ю.н., доцент Л.В. Зайцева
Охрана материнства работающих женщин была и остается важнейшим вопросом во всем мире. Международная организация труда (далее – МОТ) с момента ее создания в 1919 году приняла первую конвенцию об охране материнства. В последствие МОТ приняла две конвенции об охране материнства, касающиеся пособий по беременности и родам[1].
Сегодня эти конвенции служат ориентиром для национальной политики всех государств в области охраны материнства. Основная задача правового регулирования состоит в том, чтобы дать женщинам возможность успешно сочетать материнство и участие в общественном производстве и не допустить неравного обращения в сфере занятости из-за их репродуктивной роли.
Согласно Конвенции МОТ №103 «Относительно охраны материнства» отпуск по материнству должен составлять не менее 12 недель. Конвенция МОТ №183, принятая в 2000г. о пересмотре Конвенции №103, предусматривает, что предродовая часть отпуска по беременности и родам должна быть продлена на период между предполагаемой и фактической датой рождения ребенка без уменьшения обязательной части послеродового отпуска.
Конвенцию МОТ № 183 сопровождает Рекомендация 2000 года №191 об охране материнства. Конвенцию № 183 и Рекомендацию № 191 от более ранних
норм отличает наличие ряда усовершенствований в области охраны материнства. Указанной Конвенцией был продлен минимальный срок отпуска с 12 до 14 недель. При этом Рекомендация № 191 предлагает довести продолжительность отпуска до 18 недель. Последние исследования показывают, что в области охраны материнства существует общая тенденция приближения национального законодательства к положениям, изложенным в последних нормах МОТ (прежде всего это касается продолжительности отпуска, а также поддержания уровня и источников дохода).
По состоянию на январь 2012 года 65 государств-членов МОТ ратифицировали, как минимум, одну из конвенций об охране материнства, и практически во всех странах принят ряд мер по охране материнства. В 2010 году, по оценкам МОТ, основанных на анализе правовых положений, принятых с 1994 года в 167 странах, отмечается существенное усовершенствование законодательства об охране материнства. В целом, в 30% государств в полной мере соблюдаются требования Конвенции № 183. Как минимум, продолжительность оплачиваемого отпуска составляет 14 недель с выплатой не менее двух третей от предшествовавшего заработка из средств фондов обязательного социального страхования или из государственных фондов. В пропорциональном отношении большинство стран, обеспечивающих данные положения, - это государства Европы и Центральной Азии. В то же время в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке процент таких стран низок.
В разных странах по-разному определяется продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Иногда его продолжительность дифференцирована в зависимости от различных социально значимых обстоятельств. Например, в Чехии одиноким матерям такой отпуск предоставляется продолжительностью 35 недель. Тогда как обычная продолжительность такого отпуска составляет 28 недель.
В целях учета интересов семьи в некоторых странах предусмотрена возможность реализации данного отпуска по желанию женщины в удобном для нее распределении этого отпуска (гибкий порядок использования дородового отпуска). Такие правила существовали в некоторых социалистических странах. Ныне подобный порядок установлен законодательством ряда европейских стран. Так, например, в Финляндии женщина сама может определить срок ухода в отпуск, но не ранее чем за 50 рабочих дней и не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты родов. Продолжительность отпуска по беременности и родам в Финляндии составляет три месяца.
В Норвегии мать должна использовать в обязательном порядке 3 недели отпуска до и 6 недель после родов, оставшаяся часть может быть взята отцом; в Дании мать должна использовать 4 недели до и 14 недель после рождения ребенка, оставшиеся 10 недель отпуска может получить один из родителей; в Великобритании 18 недель отпуска можно взять в любое время начиная с 11-й недели до ожидаемой даты рождения ребенка; в Испании можно не брать дородовый отпуск и все 16 недель использовать после рождения ребенка.
В Канаде после улучшения законодательства в 2000 году продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 17 недель. Из них системой социального страхования оплачивается только 15 недель (2 недели - так называемый период ожидания, или, фактически, франшиза по страховке). Также необходимо добавить, что, в случае плохого самочувствия матери или осложненной беременности предоставляется оплачиваемый отпуск по болезни размером до 15 недель. Однако общая продолжительность оплачиваемых системой социального страхования отпусков в сумме (по болезни плюс по беременности и родам плюс по уходу за ребенком) составляет не более 52 недель[5].
В Германии отпуск по беременности и родам длится 14 недель. Причем 6 недель до родов женщина может работать, а вот 8 недель после родов обязана находиться дома с ребенком.
С апреля 2010 г. в Великобритании отпуск по беременности и родам предоставляется для тех, кто проработал на текущего работодателя не менее 26 недель, на каждого ребёнка даётся 6 недель с 90 % оплатой, затем 46 недель с фиксированной ставкой[6].
В Болгарии матерям предоставляется 45 дней отпуска до родов и до 1 года после родов.
В США пособие по беременности и родам платят только малоимущим гражданам. Возвращение на работу зависит от работодателя. У кого-то отпуск по уходу за ребенком может быть от 2 недель до 3 месяцев (частные фирмы), а у кого-то и год (например, на городских и федеральных работах)[8].
Продолжительность отпусков по беременности и родам, исчисляемых в неделях, в странах Евросоюза выглядит следующим образом: Австрия - 16 недель; Бельгия - 15; Болгария - 19; Кипр - 16; Чехия - 28; Дания - 52; Эстония - 20; Великобритания - 52; Германия - 14; Греция - 17; Венгрия - 24; Ирландия - 18; Италия - 20; Латвия - 16; Литва - 18; Польша - 16; Португалия - 17; Румыния - 18; Словакия - 28; Словения - 15; Испания - 16; Швеция - 68; Финляндия - 15; Франция - 16; Мальта - 14; Нидерланды - 16; Турция - 16; Хорватия - 52; Люксембург - 16 недель.
Как видим, во всех странах Европы отпуска по беременности и родам достаточно длинные и есть дальнейшие предпосылки к их увеличению. Особенно это актуально для европейских стран, где демографические проблемы старения населения и снижения рождаемости стоят особенно остро.
[1]1 Конвенция МОТ №102 от 28 июня 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения» (Раздел VIII, Пособия по беременности и родам): не ратифицирована Россией; Конвенция МОТ №103 от 28 июня 1952 г., пересмотрена 15 июня 2000 г. «Об охране материнства»: ратифицирована СССР в 1956 г.
[2]2 ILO, Maternity at work: A review of national legislation. Second Edition. Finding from the ILO Database of Conditions of Work and Employment Laws // Geneva 2010, P.163.
[3]3 Корреспонденты «РГ» рассказывают, как за рубежом заботятся об охране материнства // Российская газета. - Федеральный выпуск. 14.04.2012.
[4]4 Mooney Cotter A.-M. Pregnant Pause. An international legal analysis of maternity discrimination. Ashgate, 2010. P. 15.
[5]5 Service Canada Employment Insurance (EI) and maternity, parental and sickness benefits // http://142.236.154.112/eng/ei/types/special.shtml#How.
[6]6 Paternity leave and pay: UK Directgov // http:// www.direct.gov.uk/ en/ Parents/ Moneyandworkentitlements/ WorkAndFamilies/ Paternityrightsintheworkplace/ DG_10029398.
[7]7 Там же.
[8]8 Mooney Cotter A.-M. Pregnant Pause. An international legal analysis of maternity discrimination. Ashgate, 2010. P. 15.
Уход в отпуск по беременности и родам - это право женщины, может ли она по собственной инициативе продлить период работы, не уходить в "декрет" в России? Полезен ли в этом смысле опыт зарубежных стран?