Проблемы регулирования трудовых отношений на объектах Чемпионата мира по футболу 2018 года

Матюшов Андрей Михайлович,
Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университета
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры трудового права и социального обеспечения Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета К.В. Гранкин

7 июня 2013 г. вступил  в силу федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный закон дополнил ТК РФ статьей 351.2, которая установила, что особенности регулирования труда лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации вышеуказанных мероприятий, устанавливаются указанным мной выше федеральным законом. В ФЗ №108 ФЗ особенности осуществления трудовой деятельности на территории РФ в связи с осуществлением обозначенных мероприятий, урегулированы одноименной четвертой главой, включающей в себя статьи с 9 по 11.

В результате анализа данных статей, можно выявить ряд норм,  напрямую противоречащих ТК РФ. Во-первых, п.2 ст. 11 ТК РФ гласит, что «порядок работы и оплаты труда в ночное время работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В отношении указанных работников не применяются требования ст. 154 ТК РФ». Неприменение правил оплаты  труда в ночное время и словосочетание может устанавливаться, вполне реально, может привести к тому, что соответствующие правила вообще не будут установлены и работники, будут получать плату за работу в ночное время, как за дневное.

Во-вторых, п.3 ст. 11 ФЗ №108 устанавливает, что привлечение к работе и оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни работников, указанных выше организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, допускаются в порядке, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом в отношении указанных работников не применяются требования ст. ст. 113 и 153 ТК РФ. Так,  можно привлечь работников к труду в выходные и нерабочие дни, в порядке, который работодатель произвольно установит локальным актом и платить за это рабочим мизерную компенсацию.
В-третьих, п. 4 ст. 11 данного же закона устанавливает, что сверхурочная работа работников FIFA и остальных выше обозначенных организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, компенсируется предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, с учетом планов соответствующих организаций по осуществлению мероприятий, если иное не будет предусмотрено соглашением сторон трудового договора. При этом, в отношении указанных работников не применяются требования ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Более того, п. 5 ст. 11 данного закона изменяет и очередность предоставления оплачиваемых отпусков. Фактически, отдавая данный вопрос на откуп работодателю. Таким образом, закон устанавливает огромное количество специальных исключений, которые могут быть распространены на огромное количество работников. Подобные исключения противоречат принципам трудового законодательства, установленным ст. 2 ТК РФ, а именно:
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников.

Кроме того, указанный закон, был принят в нарушение порядка принятия законодательных и иных нормативно-правовых актов в области трудовых отношений, установленный ТК РФ, ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии» и Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 г.г., предусматривающих, что проекты законодательных и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством РФ, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ или до принятия по ним решения Правительством РФ [1]. Стоит отметить, что в целом в данной ситуации были нарушены два принципа, установленные ст. 2 ТК РФ, а именно:

-  сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Также, нормы ст. ст. 9 и 10 ФЗ №108 облегчают порядок въезда работников нанятых, указанными организациями в РФ, отменяют необходимость получения разрешения на работу в РФ и отменяет квотирование иностранной рабочей силы в РФ, привлекаемой FIFA, РФС и иными выше обозначенными организациями. Итак, создается возможность бесконтрольного ввоза дешевой и неквалифицированной рабочей силы на территорию РФ, а также условия для нарушения правил охраны труда. Так, если постоянно привлекать работников к сверхурочным работам, устанавливать ненормированный рабочий день могут быть нарушены правила охраны труда, что может привести к травмам, увечьям, заболеваниям, авариям на строительстве  и смерти рабочих.

По данным Росстата, в 2012 г. в РФ работало всего 13113 предприятий, из них не имели несчастных случаев 113917 предприятий. При этом, численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом составила 40373 работника, а всего средняя численность работающих составила 21686570 млн. человек [2]. Данная статистика свидетельствует о непростой ситуации с охраной правил труда в РФ, которая еще более усугубиться в результате принятия ФЗ №108.

Также, рассмотрим последствия подобного регулирования трудовых отношений, привлечения дешевой рабочей и низкой  оплаты труда работников, при подготовке чемпионата мира по футболу 2014 г. в Бразилии. Так, 26 сентября 2013 г. Министерство труда Бразилии сообщило, что «некоторые работники, занимающиеся расширением аэропорта в Сан-Паулу для встречи гостей чемпионата мира по футболу 2014 г., содержатся в "рабских условиях". Представитель министерства труда Ренато Биньями заявил, что «строительная компания вынудила каждого рабочего заплатить сумму, эквивалентную 250 долларам, чтобы сохранить эту работу. Люди вынуждены спать на тонких матрасах, постеленных на полу, с нехваткой воды и без наличия холодильника и обогревателя» [3].  А теперь рассмотрим, к чему привели рабские условия труда и нарушение правил охраны труда при производстве работ.
Так, 24 декабря 2013 г. во время строительства стадиона в бразильском Манаусе, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2014 г. погиб рабочий. Это не первый случай гибели на стройках, предстоящего мирового первенства. В конце ноября на возводящейся арене в Сан-Паулу произошло обрушение крана, задевшего металлические конструкции стадиона. В результате инцидента погибли два человека. Кроме того, в мае 2013 г. обрушилась небольшая часть крыши стадиона в Салвадоре. Крыша не выдержала давления воды после сильного дождя в ночь на понедельник [4].

Истинными причинами принятия подобных норм, являются проблемы футбольной инфраструктуры РФ. Осенью 2013 г. в Москве не осталось ни одного пригодного стадиона для проведения матчей чемпионата России и лиги чемпионов (Лужники закрыты, газон стадиона Химки и Локомотив не справился с нагрузкой, стадион им. Э. Стрельцова на реконструкции). Так, ФК Спартак был вынужден ехать на игру с ФК Терек в Екатеринбург, ФК ЦСКА играть матч лиги чемпионов в Петербурге, ФК Динамо играть два матча первенства России на стадионе, вмещающем всего 10 тыс. зрителей. Представляется, что проблемы футбольной инфраструктуры и погоня за дешевой рабочей силой, не могут и не должны обуславливать принятие норм противоречащих ТК РФ, угрожающих нарушению правил охраны труда.


Cписок используемых источников:
1. http://www.ikd.ru/node/19207
2.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/
3. http://m.ria.ru/world/20130926/966122285.html
4. http://m.ria.ru/sport/20131214/984127450.html

3.333335
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.3 (6 votes)

Весьма интересная работа!

Что Вас смущает в правовом регулировании данного вопроса? Какие Вы видите противоречия? Договорный же режим работы предусмотрен, т.е. кто не согласен работать в таких условиях - просто не работает. Понятно, что право - это всего лишь надстройка экономики. Существуют примеры рекомендательных норм, не закрепленных ни в одном официальном нормативном акте, такие как "рекомендации" не выезжать в отпуск заграницу отдельным категориям гос. служащих. Им просто командиры не подпишут рапорт, выдадут загран.паспорта и всё. Так что ночной труд при строительстве футбольных объектов - это вполне законная мера, так как каждый добровольно соглашается на условия договора и заранее знакомится с локальными нормативными актами работодателя. Примеры изъятий же и исключений из общих принципов трудового права у нас есть. Взять хотя бы руководителей организаций.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".