Проблемы реализации активного избирательного права при досрочном голосовании

Фокина Владислава Эдуардовна,
ФГБОУ ВПО «СамГУ», г. Самара

 

Федеральный закон от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» впервые после долгого перерыва предоставил возможность досрочного голосования гражданам, которые в силу уважительных причин не смогут присутствовать на своем избирательном участке в день голосования. Причиной изменения федерального законодательства послужило Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 11-П, признавшее неконституционной норму, предоставлявшую возможность досрочного голосования при проведении референдума и исключавшую такую возможность при проведении выборов. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, существовавшее регулирование противопоставляло институты выборов и референдума по объему гарантий реализации права на участие в голосовании, тем самым нарушая принцип, согласно которому «и референдум, и свободные выборы являются высшими формами осуществления народовластия» [4]. Помимо этого, такое регулирование ставило в неравное положение избирателей, не имеющих возможность лично присутствовать на избирательном участке в день голосования, с иными избирателями.

Новый федеральный закон успешно устранил существовавшие несовершенства правового регулирования, однако, в процессе его реализации в ходе избирательных кампаний 2014 года было выявлено ряд недостатков, способных привести к возникновению злоупотреблений в сфере избирательного процесса. В связи с этим в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен ряд законопроектов, три из которых сейчас находятся на рассмотрении. 

Законопроект №655939-6 предлагает вернуться к прежнему регулированию и исключить возможность применения института досрочного голосования на выборах, за исключением случаев его проведения в труднодоступных и отдаленных местностях. Следует отметить, что, например, в Самарской области такие местности отсутствуют, а, следовательно, на территории данного региона проведение досрочного голосования будет невозможно.  По мнению авторов законопроекта, институт досрочного голосования «не обеспечивает надлежащий контроль за проведением выборов, не предотвращает различные злоупотребления, фальсификации и, следовательно, ставит под сомнение итоги выборов в целом» [2]. Опасения авторов вызваны тем, что согласно статистическим данным, в некоторых регионах досрочное голосование приобретает массовый характер, найти объективные причины которого не удается: на выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года «в Татарстане досрочно проголосовали более 12% от числа всех избирателей, в Северной Осетии - 11%, в Самарской области и Тыве почти 10%, в Санкт-Петербурге почти 9%, в Коми более 9%, в Брянской области около 8%, в Приморском крае и Нижегородской области около 6%» [2]. При этом согласно данным, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, среди лиц, голосующих досрочно, велик процент военнослужащих, государственных и муниципальных служащих, что наталкивает на подозрения о злоупотреблениях «отдельными лицами своими должностными полномочиями» [2].

Безусловно, именно в день голосования создаются максимально благоприятные условия для соблюдения принципов свободных выборов и тайного голосования, а также для контроля за их соблюдением. По нашему мнению, субсидиарные виды голосования должны рассматриваться только в качестве дополнительных гарантий реализации всеобщего равного избирательного права и не могут подменять собой голосование в день голосования, то есть подлежат применению лишь в исключительных случаях. Однако полное устранение возможности их применения нарушит корреспондирующую активному избирательному праву граждан обязанность государства создавать на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом условия, гарантирующие адекватное выражение суверенной воли многонационального народа России [4]. В связи с этим, целесообразным представляется внесение в действующее законодательство изменений, способных максимально уменьшить возможности для злоупотреблений в ходе досрочного голосования, а не исключающих его применение.

На достижение вышеуказанной цели направлен Законопроект № 655944-6, которым предлагается сократить число случаев, в которых избирателю может быть предоставлена возможность проголосовать досрочно (только по причинам, сопряженным с выездом за пределы субъекта),  а также наделить избирательные комиссии правом проверять указанную избирателем причину досрочного голосования [3].

Как уже было отмечено выше, случаи, в которых досрочное голосование допустимо должны носить исключительный характер. Очевидно, что к таким случаям относится выезд лица за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы или референдум. Кроме того, может показаться, что для иных случаев законодательство Российской Федерации содержит достаточный набор гарантий реализации избирателями активного избирательного права (например, голосование вне помещения для голосования). Однако предлагаемое ограничение может привести к ущемлению прав лиц, которые не смогут присутствовать на избирательном участке по причине, не сопряженной с выездом, и в то же время не имеющих возможность воспользоваться иными гарантиями избирательных прав (например, в связи со сменным режимом рабочего времени).
Наделение избирательных комиссий правом проверять указанную избирателем причину досрочного голосования логически вытекает из положения об исключительном применении субсидиарных видов голосования, однако, закрепление именно права, а не обязанности избирательных комиссий проверять данную информацию открывает широкое для усмотрения, что может привести к различным злоупотреблениям, кроме того, отсутствие законодательно закрепленных механизмов проверки данной информации может повлиять на правоприменение.

Обозначенную проблему решает Законопроект № 634409-6, предлагающий обязать избирателей предъявлять члену соответствующей комиссии документ, подтверждающий причину до­срочного голосования и его копию [1]. С одной стороны, данный законопроект не содержит положений, способных ущемить избирательные права граждан, не имеющих по уважительной причине возможности в день голосования присутствовать на своем избирательном участке, а с другой, предлагает действенный механизм проверки причины досрочного голосования, при этом, не вводя каких-либо оснований для применения усмотрения со стороны членов избирательной комиссии.

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что реалии современной жизни делают необходимым применение субсидиарных видов голосования. Федеральный закон от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставил возможность досрочного голосования гражданам, которые в силу уважительных причин не смогут присутствовать на своем избирательном участке в день голосования. Однако при правоприменении был выявлен ряд несовершенств положений данного закона, способствующих возникновению злоупотреблений в ходе избирательного процесса. В связи с чем, целесообразным представляется внесение изменений, закрепляющих обязанность избирательных комиссий проверять уважительность указываемой избирателем причины досрочного голосования, посредством проверки подтверждающего документа, а также приложения его копии к заявлению избирателя. Данное положение исключит возможности для злоупотреблений со стороны лиц, голосующих в связи с мнимой или вымышленной причиной, и при этом не ограничит избирательные права иных граждан.

Список использованной литературы:

  1. Законопроект № 634409-6 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по вопросу досрочного голосования). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/ZyuUqJ.
  2. Законопроект № 655939-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по вопросу досрочного голосования).[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/b06hdL.
  3. Законопроект № 655944-6 «О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по вопросу досрочного голосования).[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/b06hdL.http://goo.gl/nYvOkR.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» // Российская газета. – 2014. – 23 апр.
0
Ваша оценка: Пусто