Проблемы предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Жансакова С.С.,
ЧОУ ВО «ОмЮА»

 

Международные стандарты прав личности закрепляют в себе ряд прав несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется правосудие. Подростки, в отношении которых ведется уголовное преследование, имеют право: выражать свое мнение при производстве уголовного дела; ходатайствовать о назначении специального представителя; получать информацию в доступной для себя форме; на быстрое и тщательное расследование уголовного дела.

В зависимости от тяжести совершенного преступления, в отношении несовершеннолетних избирается мера пресечения. В большинстве случаев, если подросток подлежит исправлению и внушает доверие, его отдают под присмотр законных представителей. Это является одним из способов исправления несовершеннолетнего, оценивается его поведение, после совершенного правонарушения. Ответственные лица, в свою очередь, должны надлежащим образом следить за подростком и предупреждать все его противоправные действия. В противном случае, они будут нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по присмотру, в виде штрафа в размере до десяти тысяч рублей. При совершении тяжких и особо тяжких преступлений избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, но имеются исключения, к ним относят некоторые преступления средней тяжести. Какие именно преступления являются исключением, закон не разъясняет. Можно предположить, что тут следует говорить о поведении подростка, если он после совершения преступления такой категории продолжает агрессивно себя вести, считает что поступил правильно, не раскаивается и представляет угрозу обществу, тогда он подлежит заключению под стражу.

Если лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, не достигнув при этом 16-летнего возраста, в отношении него наказание в виде лишения свободы не применяется. Поэтому заключить под стражу его тоже не могут.

Задержание несовершеннолетнего осуществляется по общим правилам, предусмотренными ст. 91 УПК РФ. Но при этом, имеются особенности, которые касаются только этой категории лиц. Например, после задержания несовершеннолетнего, необходимо незамедлительно уведомить об этом его законных представителей, следующим моментом является то, что сохранение в тайне факта задержания в интересах предварительного следствия к несовершеннолетним не применяется.

Статьей 48 УПК РФ предусматривается обязательное участие в деле о преступлениях несовершеннолетних их законных представителей. О том, что они допускаются к участию в уголовном деле, прокурор, следователь (дознаватель) выносит постановление и приобщает к материалам уголовного дела. После чего законные представители приобретают права, указанные в ч. 2 ст. 426 УК РФ. Если следователь (дознаватель) не допустит их к участию в следственных действиях, он должен вынести мотивированное постановление. Также следователь (дознаватель) имеет право отстранить законного представителя от участия в уголовном деле. Это может являться последствием того, что законный представитель выступает не в интересах ребенка, либо ведет аморальный образ жизни. Тогда следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление, а в последующем допускает другого законного представителя. Если на момент предварительного расследования несовершеннолетний достигнет 18 лет, права законного представителя прекращаются, но есть исключения, предусмотренные ст. 96 УК РФ, то есть суд может продлить их права, отталкиваясь от характера совершенного преступления или от личности подростка.

Участие защитника в данной категории уголовных дел также является обязательным в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ.

Если лицу не исполнилось 16 лет, в этом случае на допросе должен присутствовать психолог или педагог. А если лицу есть 16 лет, но он отстает в психическом развитии, то присутствие психолога или педагога также является обязательным условием проведения допроса несовершеннолетнего. В УПК РФ не закреплено положение педагога (психолога), что в свою очередь может поставить в тупик правоприменителей. Привлечение данных лиц для участия как на предварительном следствии, так и на судебном разбирательстве, не составит труда. Однако целесообразным будет приглашать тех педагогов и психологов, лично знающих несовершеннолетнего правонарушителя, которые возможно ранее преподавали у него, которые уже знают его как личность и могут более полно помочь в следственных действиях. А если в силу каких-либо обстоятельств присутствие педагога (психолога), ранее работавшего с несовершеннолетним правонарушителем, невозможно, тогда уже приглашать специалистов этой сферы по усмотрению следователя (дознавателя).

Можно сделать вывод о том, что необходимо процессуально закрепить положение педагога (психолога) как отдельного участника уголовного процесса. Ведь он, так же как и остальные, имеет право участвовать в следственных действиях и выражать свою позицию по тому или иному вопросу.

Законодатель установил временные рамки для таких следственных действий как допрос, очная ставка, предъявление для опознания и проверка показаний, при этом упустив следственный эксперимент. На практике, когда несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) участвует в следственном эксперименте, правила ст. 191 УПК РФ применяются по аналогии. Но для того чтобы не возникало сомнений по поводу правильности применения аналогии, считаем, что стоит в перечень ст. 191 УПК РФ добавить еще одно следственное действие.

УПК РФ не содержит специальных норм с участием несовершеннолетних, кроме допроса. Это тоже является пробелом в законодательстве, так как несовершеннолетние также участвуют и в иных следственных действиях, помимо допроса. Следовательно, надо предусмотрительнее относиться к ним и закреплять каждое следственное действие с участием несовершеннолетних в гл. 50 УПК РФ. Ведь несовершеннолетнему необходимо подробно разъяснять каждое действие, условия проведения того или иного следственного действия.

В отношении несовершеннолетних возможно и прекращение уголовного преследования. Но, для этого необходима совокупность следующих элементов:

– преступление должно быть небольшой или средней тяжести;

– согласие самого несовершеннолетнего и его законного представителя;

– материал, характеризующий его по возможности дальнейшего исправления.

При наличии указанных сведений несовершеннолетнего могут освободить от уголовной ответственности и применить к нему меру воспитательного воздействия. Что представляется гуманным и правильным решением. Но и тут имеется пробел в законодательстве, как следователь (дознаватель) должен понять: поддастся ли ребенок исправлению или нет? Стоит ли в отношении него прекращать производство? Полагаем, стоит закрепить ряд обстоятельств в УПК РФ, которые следователю (дознавателю) необходимо установить, прежде чем принимать решение о применении мер воспитательного воздействия. Если отдавать несовершеннолетнего под присмотр законных представителей, то необходимо получить характеристики с места работы, бытовые характеристики, справки о материальном состоянии. То есть установить смогут ли они повлиять на исправление подростка. В реальной жизни все выглядит иначе: следователи (дознаватели) ограничиваются разговором с законными представителями и на этом их познавательная деятельность о возможном дальнейшем исправлении подростка заканчивается. После чего ходатайство с согласия руководителя следственного органа или соответственно прокурора передается в суд. В этом случае уже прекращается производство по делу. Но, если в суд все-таки передадут уголовное дело с обвинительным заключением в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, который, по мнению следователя (дознавателя) не подлежит исправлению, то современное законодательство позволяет суду в таком случае по своей инициативе прекратить производство и применить меры воспитательного воздействия.

0
Ваша оценка: Пусто