Туров Кирилл Павлович,
Российский торгово-экономический университет Кемеровский филиал, г. Кемерово
Научный руководитель: к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета РГТЭУ Гунин Евгений Михайлович
«Конста амиаблэ» по-французски, или «полюбовное соглашение» по-русски пришло к нам из Европы [4, с.463]. Как следует из названия, водители могут оформить протокол о ДТП самостоятельно, если у них нет разногласий.
В России «Европротокол» появился в 2007 году. А спустя два года его включили в закон об ОСАГО. Тогда же установили планку для выплат - не больше 25 тысяч рублей [4, с.463].
«Европротокол» - это документ, который позволяет «оформлять» ДТП с последующим представлением этого документа в страховую компанию без участия работников дорожной полиции. Три наиболее значимые условия, при которых возможно применение «Европротокола» изложены далее в настоящей работе. Конечно, мы говорим о случаях, в которых не нанесен масштабный ущерб автомобилям или жизни и здоровью участников аварии. Отныне, при согласии двух сторон, можно быстро и легко оформить специальный документ, который впоследствии должен быть представлен в страховую компанию, клиенты которых были участниками ДТП. Данный законопроект нашел одобрение буквально у всех участников страхового рынка и, в частности, у Федеральной службы по финансовым рынкам (Упразднен 01.09.2013 и функции переданы службе Банка России по финансовым рынкам): «Служба Банка России по финансовым рынкам находится на позиции защиты прав потребителей финансовых услуг. Мы, бесспорно, поддерживаем данную инициативу и инновацию на Российском страховом рынке. Если страхователь по закону совершил все действия, которые нужны для получения страховой защиты, то он имеет право осуществления своей защиты. Единственное, в чем можно было бы пойти дальше в области «Европротоколов» – так это повязать с предложенными изменениями в законодательстве еще одно изменение – унифицированный полис [5, с.78]. Наша статистика 2013 года показывает порядка 63 000 обращений в год, 70% которых приходится на страховой рынок. И из этих 74%, 26% [6] приходятся на полисы автострахования КАСКО и ОСАГО соответственно. Однако при внедрении этого инновационного «Европротокола», необходимо увеличивать информированность всех сторон страхового процесса. Для рядового гражданина, как клиента, все должно быть предельно просто и кристально ясно в механизме действия «Европротокола» и его оформлении», - подчеркивает [7] Швецов Сергей Анатольевич, первый заместитель Председателя Банка России – руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам.
На практике использование «Европротокола» в России имеет свои «подводные камни». Из-за малейшего просчета при оформлении можно лишиться выплат по страховке. Согласно Федеральному закону от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №251-ФЗ) максимальная сумма выплат установлено по «Европротоколу» в размере 25-ти тысяч рублей [8]. В перспективе, с заинтересованностью Минфина России, сумма выплат должна увеличится до 75 тысяч рублей.
Действующим законодательством установлены определенные условия использования данной схемы, в каждом из которых автовладельца может ожидать подвох [4, с.463]:
1. Не более двух транспортных средств, участвующих в ДТП.
Два транспортных средства не равнозначны двум участникам дорожного движения. Автотранспорт с грузовым прицепом – это один участник движения, но два транспортных средства, поскольку прицеп требует отдельной регистрации. Другая ситуация – отсутствие непосредственного контакта между автомобилями. Например, когда один из участников избегая столкновения, врезается в столб. В обоих случаях необходимо вызывать ДПС.
2. Наличие действующих полисов ОСАГО у обеих сторон инцидента.
Если полис просрочен или выписан на другое лицо, страховая компания откажет в выплате. У участников ДТП также должны быть в порядке водительские права и документы на транспортные средства. В случае наличия полиса КАСКО «Европротоколом» воспользоваться нельзя, поскольку он требует вызова ДПС на место аварии.
3. Размер ущерба до 25 тысяч руб.
Зачастую автовладельцы не замечают скрытые повреждения, которые обнаруживаются позднее. При осмотре на станции технического осмотра простая царапина на диске может обернуться дорогостоящим ремонтом подвески. В этом случае приходится обращаться в суд, чтобы отозвать свою подпись на «Европротоколе». В случае принятия положительного решения появляется возможность взыскать недостающую сумму с виновника ДТП.
4. Отсутствие ущерба здоровью водителей и пассажиров.
Аналогичная ситуация может возникнуть, когда невиновная сторона ДТП со временем обнаруживает у себя определенные недомогания. Приходится обращаться в суд, чтобы получить компенсацию вреда здоровья с виновного участника инцидента. Правда в этом случае, скорее всего, придется вернуть полученную по «Европротоколу» сумму страховой компании.
5. Отсутствие разногласий по вопросу виновной в ДТП стороны и размера причиненных повреждений.
Данный факт фиксируется при заполнении бланка извещения о ДТП. Степень вины каждой стороны должна быть отражена прямо и недвусмысленно. В документе должны отсутствовать исправления и любые помарки. Претензии к заполнению бланка в большинстве случаев становятся главным “камнем преткновения” при получении страховой выплаты.
В любом случае «Европротоколы» будут означать существенный шаг навстречу для всех добросовестных водителей. А реальные «шаги навстречу людям» происходят в нашей стране не так уж и часто. Для страховых компаний делами исключительной важности становятся максимальное упрощение правил функционирования процедур оформления (как оформлять «Европротокол»), гражданско-правовом регулировании взаимоотношений сторон, и т.д [5, с.78].
Внедрение этой системы Европротоколов сможет повысить интерес к автострахованию со стороны водителей, что, несомненно, важно, как локально на дорогах страны, так и в правовом аспекте наследования европейской практики при евроинтеграции.
С 2009 года и по сегодняшний день в Российской Федерации нет четкой тенденции, анализировав которую можно было сделать сравнительный или условный вывод за определенный период статистических данных о правонарушениях, и коэффициенту (сопостовимому количеству) участников, воспользовавшихся «Европротоколом» [4, с.463].
На сегодняшний день примерная картина страхового рынка выглядит следующим образом:
1) Страховые компании умышленно усложняют процедуру выплат по страховым случаям в рамках ОСАГО;
2) Страховые компании создают и единогласно поддерживают законодателя в части заимствования и внедрения в Российскую страховую арену тех моделей и механизмов регулирования страховых отношений, которые давно устоялись в большинстве стран Европы, Америки и Востока. В то же время не предпринимаются меры по созданию условий для благополучного заимствования зарубежного опыта [8].
3) Довольно «сырая» (т.е. не доведенная до логичного и грамотного завершения) законодательная база, препятствующая участникам страховых правоотношений в реализации своих прав, а иногда зачастую, и в восстановлении нарушенных прав.
На наш взгляд, нашему законодателю, и в частности страховым компаниям, прежде чем изъявлять желания усовершенствовать, упрощать процедуры оформления ДТП, выдачи и приема необходимых документов от участников страховых отношений, необходимо создать правовое поле по инициативе законодателя, механизмы эффективного функционирования страховых компаний в данном поле, что привело бы к благополучным условиям внедрения успешного зарубежного опыта и доверия от участников ДТП [9]. Все ранее перечисленные в данной работе проблемы решались бы в кратчайшие сроки.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №251-ФЗ).
2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №234-ФЗ).
3. Антоненко Д.А. Характеристика способов совершения преступлений в сфере ОСАГО // Юридическая и правовая работа в страховании. / М., 2011. - № 2.–53с.
4. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право / Учеб.пособие. - М., 2012.-463с.
5. Громов А.Н. Договор ОСАГО: качество страховых услуг // Финансовая газета / Региональный выпуск. М., 2012.- №30.-78с.
6. http://www.fcsm.ru/ru/press/
7.http://www.fcsm.ru/ru/press/interviews/index.php?id_3=9455&year_9=2013&month_9=1
8. http://www.inguru.ru/strahovanie_reitingi
9. http://www.rgs.ru/
10. www.insur-info.ru