Проблемы правового регулирования подрядных отношений в России

Яковлева Алена Владимировна,
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий,  г.Омск
Научный руководитель: Пономарева Татьяна Михайловна, к.ю.н., НОУ ВПО «СИБИТ»

Договор подряда — соглашение, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а последний обязуется принять результат работы и оплатить его [3].

Договор подряда является одним из старейших гражданско-правовых договоров. Первые упоминания о договоре подряда встречаются в римском праве, в котором договор подряда  рассматривался в качестве одного из видов договора найма вещей, работ или услуг. Такое слияние договоров было обусловлено тем, что наиболее часто используемым видом найма работ или услуг являлись действия рабов. В случае, когда нанимали раба, составлялся договор найма вещи, а если же исполнителем являлся свободный гражданин, то договор подряда или найма услуг, поэтому и возникло разделение договора подряда и найма услуг. Кроме субъектного, налицо следующее различие между этими двумя формами древнеримских сделок: по договору подряда  всегда  достигался  экономический  результат, а в договоре найма услуг акцент сдвигался на регламентацию самого процесса выполнения работ или услуг [4, с. 229].

Сфера применения договора подряда в настоящее время довольно обширна - строительство объектов спортивного, социального и культурного назначения, жилых домов, транспортных сетей, ремонтные работы.

Договор подряда относится к категории обязательств по выполнению работ и регулируется нормами гл. 37 ГК РФ, которая помимо общих положений, содержит параграфы, посвященные отдельным видам договора:

  • бытовой подряд;
  • строительный подряд;
  • подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;
  • подрядные работы для государственных нужд.

В отношении указанных в ГК РФ видов подрядных договоров законодатель предусмотрел возможность их дополнительного правового регулирования нормами иных законов и подзаконных актов.

Предусматривается преимущество действия только тех предписаний, которые зафиксированы в тексте иного закона или заключенного договора. Примером этому служат п. 2 ст. 707 ГК РФ «при делимости предмета обязательства, а также в других случаях предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из указанных… лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику в пределах своей доли», и п. 3 ст. 725 ГК РФ «если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока…» [3].

При этом предусмотренные в п. 2 ст. 721 ГК РФ обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, могут содержаться не только непосредственно в тексте закона или подзаконного нормативного акта, но и определяться «в установленном ими порядке» [3].

Кроме того по некоторым вопросам приоритет действия специальных норм не предусмотрен, и они обеспечивают лишь восполняющее правовое регулирование.

Так, например, к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, на основании п. 3 ст. 730 ГК РФ «применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними» [3].

Наиболее сложная структура регулирования среди разновидностей договора подряда в настоящее время установлена для договора строительного подряда.

Приоритет действия норм иных законов дополнительно введен по вопросам установления специальных сроков для принятия решения о приостановке работ в связи с увеличением сметной стоимости строительства (пп. 2 п. 3 ст. 743 ГК РФ) и определения срока и порядка оплаты работы (п. 1 ст. 746 ГК РФ) [3].

Также в ГК РФ нередко встречаются упоминания о возложении дополнительных обязанностей на стороны договора строительного подряда нормами иных законов. В том числе по осуществлению заказчиком контроля и надзора за выполнением строительных работ (п. 4 ст. 748 ГК РФ); по соблюдению подрядчиком при осуществлении строительства и связанных с ним работ требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (п. 1 ст. 751 ГК РФ).

При этом осуществление заказчиком контроля и надзора за выполнением строительных работ регулируются, в частности, в ст. 53 «Строительный контроль» Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года [2].

Из сферы непосредственного правового регулирования части второй ГК РФ также фактически выведены основания:

- привлечения представителей государственных органов и органов местного самоуправления к приемке результата работ;

- проведения предварительных испытаний [1].

На основании пп. 2 п. 2 ст. 753 ГК РФ представители государственных органов и органов местного самоуправления обязаны участвовать в приемке результата работ «в предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях».

Предварительные испытания, как это указано в п. 5 ст. 753 ГК РФ, должны предшествовать приемке результата работ "в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору".

Таким образом, состав законов и подзаконных актов, которыми могут устанавливаться специальные правила в сфере строительного подряда, в тексте ГК РФ не конкретизирован.

Проанализировав указанные выше положения ГК РФ можно сделать вывод, что одной из основных проблем правового регулирования подрядных отношений в РФ является обилие в его тексте отсылочных норм к абстрактным положениям законов и нормативных актов без какой-либо конкретизации сферы их возможного применения или отраслевой принадлежности, что является дополнительным фактором правоприменительных рисков.


Список литературы

1. Антипова, Е.Б. Особенности правового регулирования подрядных отношений в России и Германии // Современное право. – 2014. – № 12. – С. 123 - 129.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс»

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс»

4. Брагинский, М.И. Договор подряда и подобные ему договоры / под ред. М.И. Брагинского. – М.: Статут, 2010 – 310 с.

3.75
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.8 (4 голосов)