Проблемы осуществления государственного земельного надзора

Халюта Татьяна Сергеевна,
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» г.Саратов

 

Статья 9 Конституции Российской Федерации закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. [1, с. 2]

Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

Проведение государственного земельного надзора регулируется статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации,  Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 12.03.2016) "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре", а также иными нормативно-правовыми актами.

Основной целью государственного земельного надзора является: сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Организация и проведение государственного земельного надзора осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности осуществляется организация и проведение государственного земельного надзора.

По данным государственной статистической отчетности  площадь земель в Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 1712,5 млн га (без учета внутренних морских вод и территориального моря).

Государственный земельный надзор в Российской Федерации в 2014 году осуществляли 3 835 государственных инспекторов по использованию и охране земель (далее – госземинспекторы).

В течение 2014 года в Российской Федерации государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 335 057 проверок соблюдения земельного законодательства. Количество проверок, по сравнению с 2013 годом (342 786 проверок) уменьшилось на 2,3% при этом количество госземинспекторов по сравнению с 2013 годом (3 951) уменьшилось на 2,9%.

В результате проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в 2014 году на территории Российской Федерации выявлено 187 600 нарушений, из них 131 452 нарушения земельного законодательства на площади 1820,4 тыс. га и 56 148 нарушений против порядка управления и общественного порядка
(ч. 1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

В итоге принятых госземинспекторами мер устранено на конец года 68 964 нарушений земельного законодательства, что составляет 52,5% от выявленных нарушений земельного законодательства.

Существует много причин низких показателей работы органов государственного земельного надзора. Рассмотрим некоторые из них.

Основной причиной низкого качества государственного земельного надзора является - консолидация всей сферы указанного надзора исключительно на уровне федеральных органов исполнительной власти - органы субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора. [5, с. 18]

Данный вывод прямо вытекает из статьи 71 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. [2, с.4147]

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 "О государственном земельном надзоре" развивает положения Земельного кодекса РФ и устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора только федеральными органами исполнительной власти: Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. [3, с. 514]

При этом эффективность осуществления государственного земельного надзора не только федеральными органами исполнительной власти доказана на практике.

В целях эффективного выявления и пресечения земельных правонарушений территориальными органами Росреестра ежегодно заключаются соглашения с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: наделение полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничение соответствующих полномочий между Российской Федерации и ее субъектами должно быть положено в основу совершенствования правового регулирования рассматриваемых отношений в целях повышения эффективности государственного управления в сфере использования и охраны земель.

Следующей причиной низкой результативности осуществления государственного земельного надзора является постоянное реформирование органов, его осуществляющих.

Так, с момента введения положений Закона РСФСР "О земельной реформе"  неоднократно осуществлялась реорганизация органов, которые осуществляют государственный земельный контроль, а также изменялись и сами органы, к компетенции которых относился государственный земельный контроль.

Например, за рассматриваемый период восемь раз подвергался преобразованию один из основных специально уполномоченных органов государственного земельного контроля - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а ныне Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Несомненно, что в период проведения реорганизации федеральные органы исполнительной власти занимаются чаще всего организационно-техническими вопросами создания новых структур, передачи документов, материалов и т.д., оставляя без внимания свои непосредственные обязанности. [6, с. 51]

Итак, подводя итоги данного исследования, можно сделать некоторые выводы. Проблемы в осуществлении государственного земельного надзора существуют. Устранение данных недостатков позволит повысить работу органов государственного земельного надзора, а также сделает возможным предупредить, выявить и пресечь все нарушения земельного законодательства.


Список литературы

Нормативно – правовые акты

  1.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2013
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ, 2001, N 44, ст. 4147.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 "О государственном земельном надзоре" // СЗ РФ, 2015, N 2, ст. 514.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль" // СЗ РФ, 2015, N 1 (часть II), ст. 298.

Статьи

  1. Заславская Н.М.  Теория и практика осуществления государственного земельного надзора: новые подходы и старые проблемы // Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 3, с. 18-23
  2. Калугина О.В. Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля // Административное и муниципальное право. 2011. N 3. С. 51 - 54.
4.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (2 голосов)