Проблемы нововведенной статьи в УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

Еремина Кристина Константиновна,
ЧОУ ВПО «ОмЮА»,
научный руководитель: Ю. С. Пестерева, кандидат юридических наук, доцент

 

Считаю целесообразным обсудить вопрос, связанный с криминализацией данной статьи и определить в чем состоит общественная опасность этого деяния.

Проблема публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации на сегодняшний день является актуальной, поскольку многие люди призывают публично к отчуждению территорий нашего государства. Стоит привести пример с Курильскими островами. Большое количество граждан России считают, что Курилы принадлежат нашему государству, поскольку Япония от них отказалась. Но помимо этих людей, есть и те, которые публично, а также посредством сети «Интернет» предлагают передать эти острова Японии, в связи с тем, что Россия только разрабатывает программы по развитию этих островов, но никаких действий по их развитию не предпринимает.

Общественная опасность находит свое отражение в том, что граждане, которые призывают к противоправным действиям других людей, осознают к каким последствиям могут привести эти самые призывы. Тут же можно указать на объект преступления, предусмотренного данной статьей - люди, публично призывающие к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, посягают на общественные отношения в сфере Основ конституционного строя.  Субъектом преступления является любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Субъективная сторона выражена в прямом умысле. А объективная сторона – в действиях, а именно в публичных призывах.         Следует указать на то, что территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством как самостоятельный объект уголовно – правовой охраны, а выступает лишь факультативным объектом, причинение вреда которому может повысить степень общественной опасности отдельного преступления, например, такие статьи как вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, противоправное изменение государственной границы РФ и другие статьи  УК РФ, соответственно необходимость введения такой статьи имеет большое значение.       Такие изменения позволят предупреждать возможные сепаратистские тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории РФ иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений, оправдывающих такие действия.

Законодатель указывает на принцип территориальной целостности государства, подразумевая, что территория РФ является его ценностью, которая им охраняется. Таким образом, чтобы этот принцип обеспечить, государство должно воздержаться от некоторых действий, например таких, как не поощрение сепаратистских движений с целью искусственного раздела территории вопреки государственным и национальным интересам, не осуществлять расчленение своего государства.

Следует рассмотреть понятие «публичные призывы», которое входит в некоторые статьи УК РФ помимо рассматриваемой, например, статьи 205.2 УК РФ – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, 280 УК РФ  – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

По статье 280.1 УК РФ Постановление Пленума Верховного Суда еще нет, поэтому, чтобы трактовать понятие «публичных призывов», можно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и руководствоваться им.
Оттуда следует, под публичными призывами к осуществлению, в нашем случае, действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ   понимаются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению сепаратистских действий.

Отсюда следует, что призывы – это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой, путем непосредственного обращения к ним, формируются побуждения к определенному виду действий. Призывы преследуют конкретную цель, объединить граждан, активизировать их волю и направить на осуществление определенных действий. Как правило, призывы обращены не к кому – либо персонально, а к неопределенному кругу лиц.
Публичность означает, что призывы носят открытый и доступный для понимания характер. Публичные призывы имеют разную форму, то есть, могут быть выражены как письменно, например, листовки, плакаты и иные изобразительные средства, так и устно, например, доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, демонстрациях.

Высказывание главного редактора журнала «The New Times», госпожи Евгении Альбац на радио «Эхо Москвы», которая заочно «подарила» Китаю восточную половину России аж до Уральского хребта. Вот как приводят её слова РИА «Новости»: «…Я, честно говоря, не вижу особой проблемы и если Россия разделится по Уральскому хребту. Я думаю, что это неизбежно. С моей точки зрения, что при том, как сегодня происходит развитие экономики и в том числе развитие Дальнего Востока, мне кажется абсолютно неизбежным, что так или иначе Сибирь станет какой-то частью, ну, экономическим каким-то вассалом Китая. Мне кажется, это абсолютно неизбежная вещь…»

Исходя из диспозиции данной статьи, свободно выразить свое мнение, свой взгляд невозможно в данной сфере и Евгению Альбац вполне можно привлечь к уголовной ответственности по статье 280.1 УК РФ, ведь она публично заявила о разделе территории РФ по Уральскому хребту на радио «Эхо Москвы», в передаче «Особое мнение». Мне показалось важным привести пример высказывания Владимира Путина, президента РФ: «Когда я встречаюсь с высказыванием подобного рода, это либо пиарят себя таким образом, не понимают, чего они делают, либо это недобросовестные наблюдатели, либо это люди, которые обслуживают интересы других государств».
Стоит рассмотреть предложение профессора Сергея Медведева, который публично заявляет о передаче российской Арктики  под международную юрисдикцию, опубликовав его в Facebooke. Если исходить из замысла законодателя, то профессор тоже должен нести ответственность по статье 280.1 УК РФ.

Можно задуматься, что введя эту статью, законодатель не дает возможности людям проявлять свою точку зрения, ведь их точка зрения может привести к негативным последствиям. И все же рассмотрев два ярких примера, я могу сказать следующее, в Конституции прямо записано, что государство обеспечивает территориальную целостность страны, поэтому любые высказывания об отторжении каких бы то ни было территорий от Российской Федерации, являются антиконституционными. Решение о введении этой статьи, безусловно, правильное, ведь не секрет, что по сей день на российские территории претендуют многие государства.

На мой взгляд, чтобы стать субъектом этой статьи необходимо публично призвать двух и более человек к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ. Здесь же стоит отметить, что преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению действий сепаратистского характера.
Преступления, предусмотренные частью 2 статьи 280.1 УК РФ, следует считать оконченными с момента распространения продукции средств массовой информации (например, продажа, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, начало вещания теле- или радиопрограммы, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию).

В том случае, если публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ совершены с использованием сетевых изданий (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке), содеянное следует квалифицировать по части 2 статьи 280.1 УК РФ. Использование для совершения указанных деяний сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке, квалифицируется по части 1 статьи 280.1  УК РФ.

Остается вопрос, что следует понимать под действиями, нарушающими территориальную целостность государства? Я считаю, что здесь нужно уточнить конкретно, какие именно это действия, так как в этом случае возможно двоякое понимание. Во – первых, под такими действиями можно понимать отчуждение государственной территории, отсечение, расчленение, а во – вторых, можно понимать как присоединение, то есть увеличение территории государства (мое понимание таково: есть у государства конкретно определенная территория, и вдруг каким либо образом территория увеличивается, отсюда и следует, что увеличение территории это тоже нарушение территориальной целостности).
И все – таки, исходя из здравого смысла, законодатель вряд ли включает в действия, нарушающие территориальную целостность государства, присоединение какой – либо территории, так как увеличение территории – это всегда плюс для государства.

0
Ваша оценка: Пусто