Проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Абдрахманова Маржан Нурзадаевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

         Конституцией Российской Федерации признаются различные виды собственности, одной из них является частная. Однако существуют основания принудительного прекращения права частной собственности. Так земельные участки можно изъять для государственных и муниципальных нужд. Механизм отчуждения земли по данному основанию регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Земельным и другими федеральными законами. Однако при применении норм права возникают проблемы, наиболее актуальные рассмотрим в данной работе.
В частности, возникает противоречие между Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ), земельным и гражданским законодательством. Так часть 3 статьи 35 Конституции РФ [6] гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Часть 2 статьи 5 ЗК РФ дублирует Основной Закон России, в Гражданском Кодексе Российской Федерации [4] (далее – ГК РФ) в части 2 статьи 279 говорится: решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. В настоящее время остается вопрос о том, на основании решения суда или исполнительного органа должно происходить отчуждение?

Другая проблема правового регулирования связана с основаниями, с помощью которых можно изъять земельные участки. Перечень приведен в Земельном Кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В соответствии со статьей 49 ЗК РФ [5] изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в начале статьи указано, что только в исключительных участиях можно изъять земельные участки, но в пункте 3 указываются иные обстоятельства. По моему мнению, законодатель хотел установить закрытый перечень оснований, однако все-таки содержание статьи противоречит само себе и остается открытым вопрос о соблюдении принципа исключительности изъятия земельных участков.
Проблемной ситуацией также является изъятие земельного участка для публичных нужд из собственности Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации или муниципального образования. С такой сложностью столкнулись суды на практике. Так Решением Арбитражного Суда Челябинской области [2]от « 29 »  октября  2010 года по делу № А76-2990/2010-21-268/22-315   был изъят путем выкупа из собственности Российской Федерации и передан в собственность Муниципального образования «Город Челябинск» земельный участок. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда [3] от 31.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 05.05.2011 [7] решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции также оставлено без изменения. Однако Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9987/11 от 1 декабря 2011 года [1] вышеуказанные решения были отменены и в удовлетворении требований администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска было отказано. Суд установил следующее: «Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер».

Для решения проблем предлагаю следующее:
1. Привести часть 2 статьи 279 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
2. При определении, для каких нужд изымается земельный участок необходимо соблюдать принцип исключительности.
3. Установить процедуру изъятия земельных участков от одного публичного образования другому.
В заключении хотелось бы сказать, что детализация процедуры изъятия земельных участков, восполнение пробелов в законодательстве и их противоречий и устранение противоречий поможет правоприменителю, а также не даст публичным органам изымать участки без цели соблюдения интересов общества.


Список литературы:

  1. http://arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_1a2975a8-e21d-4d99-ac7a-f77d53432dfb
  2. http://ras.arbitr.ru/
  3. http://www.18aas.arbitr.ru/
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ". 05.12.1994. N 32. ст. 3301.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. ст. 4147.
  6. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 г.
  7. Постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2011 N Ф09-2294/11-С6 по делу N А76-2990/2010-21-268/22-315 // СПС КонсультантПлюс.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)