Проблемные аспекты процессуального статуса прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Бирюков К. А.,
магистрант 1 курса Омской юридической академии

 

Возбуждение уголовного дела – стадия уголовного судопроизводства, предусматривающая тщательную проверку достоверности информации о совершенном либо готовящемся преступлении с целью обнаружения признаков преступления, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении такового.

Дискуссии по поводу эффективности, самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела продолжаются. В ряде стран, к примеру таких как Украина[1] или Казахстан[2], она не является отдельным этапом уголовного судопроизводства, а структурно и содержательно входит в стадию предварительного расследования, благодаря чему достигается эффект процессуальной экономии и соответственно упрощения досудебного производства.

Законодатель изменил правовое положение прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, лишив его права возбуждать уголовные дела и поручать их расследование следователю, дознавателю, либо принимать дело к своему производству[3]. Кроме того, часть полномочий прокурора по надзору за законностью деятельности следователя, в рассматриваемой стадии отошла к руководителю следственного органа[4].

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с принятия сообщения о преступлении. В части 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) перечислены должностные лица, которые уполномочены проверять сообщения о преступлениях и принимать по ним соответствующие решения. Среди них не указан прокурор.

Для ответа на вопрос о действенности прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела требуется анализ его полномочий, «оставленных» ему законодателем.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор обладает полномочием проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Данное полномочие прокурор реализует в рамках надзора за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ и иных федеральных законов.

Также, если прокурор в ходе надзора выявит признаки преступления, то он вправе лишь вынести постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по факту выявленных им нарушений (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)[5]. При этом такое постановление не предопределяет положительного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Указанное постановление согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела наряду с другими источниками информации о преступлениях. Но само решение о возбуждении уголовного дела вправе принимать следователь самостоятельно при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако у прокурора имеется полномочие по отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, закон ограничил и самостоятельность следователя в решении вопроса об отказе в возбуждения уголовного дела. Согласно ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела в случае поступления постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Иначе говоря, возбудить уголовное дело, когда имеется соответствующее постановление прокурора, следователь может самостоятельно, а отказать в возбуждении уголовного дела – лишь с разрешения руководителя следственного органа.

В приведенных положениях закона усматривается коллизия. При отказе в возбуждении уголовного дела по факту выявленных прокурором признаков преступления следователь с согласия руководителя следственного органа фактически «отменяет» постановление прокурора своим постановлением, на что ни у следователя, ни у руководителя следственного органа прямых полномочий нет, а согласно п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ это может сделать только вышестоящий прокурор.

В соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор получил право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и принимать по ним решение. В случае выявления фактов незаконности и необоснованности этих решений, согласно ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом в постановлении он указывает на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, и далее это постановление вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Возвращение такого полномочия прокурору, несомненно, усиливает его роль как в предварительном следствии, так и в самом осуществлении им уголовного преследования[6].

Подводя итог, можно отметить, что рассмотренные полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела претерпели существенные изменения. Представляется, что лишение прокурора полномочия по возбуждению уголовных дел лишает его возможности наиболее полно осуществлять функцию уголовного преследования.



[1] Уголовно–процессуальный кодекс Украины / URL: http://kodeksy.com.ua/ka/upku-2012.htm (дата обращения: 09.04.2016 г.).

[2] Уголовно–процессуальный кодекс Республики Казахстан / URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852 (дата обращения: 09.04.2016 г.).

[3] О внесении изменений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[4] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» ; О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5] Григорьев В. Н. Постановление прокурора – новый повод для возбуждения уголовного дела ? // Законность. 2011. № 8. С. 47 ; Гриненко А. Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела // Законность. 2012. № 11. С. 22–24.

[6] Быков В. М. Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2013. № 4. С. 12 ; Кругликов А. П. Проблемы процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа // Рос. юстиция. 2011. № 10. С. 29.

 

0
Ваша оценка: Пусто