Проблема реализации принципа равенства субъектов (на примере правового статуса республик)

Шайдуллина Татьяна Рустамовна, Середа Михаил Александрович,
ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия, г. Омск

 

Сегодня, в условиях различных санкций со стороны зарубежных стран и начинающегося экономического кризиса способность народа действовать как единое целое, сообща преодолевать сложившиеся трудности и осознавать свое значение в судьбе страны может стать решающей для развития нашего государства в ближайшие десятилетия. Что же способствует появлению подобных качеств у населения? Многие знают, что у нас в стране федеративная форма государственного устройства, однако далеко не все задумывались, почему это именно так. Причину стоит искать в том, что на территории России проживает большое количество различных народов, этнических групп и само по себе государство занимает половину материка, являясь по площади самой крупной страной в мире. Именно федеративный государственный строй наиболее пригоден в сложившихся условиях. Однако лишь в том случае, если он способен обеспечивать внутреннюю целостность и стабильность государства, искоренять противоречия между населением. Не случайно в конституции Российской федерации закреплен принцип равноправия субъектов, входящих в состав России, который призван не допускать правового произвола среди них, строго определять их правовой статус и следить, чтобы все граждане нашей страны пользовались равными правами и свободами. К сожалению, на практике мы видим явное несоблюдение данных положений ввиду допущения противоречий в самой конституции, в частности ч. 1 ст. 5 устанавливает равноправие всех субъектов Федерации (республик, краев и др.), а ч. 2 той же статьи отдельно определяет статус республик.[1] Таким образом мы сталкиваемся с проблемой наличия неточностей в одном из базовых правовых принципов, лежащем в основе всей системы права, что не может не привести к несогласованиям между основным законом страны и законами ее субъектов, разночтению его положений, стремлению государственных органов субъектов РФ необоснованно расширить свои полномочия. Мы ставим перед собой цель выявить конкретные несоответствия между декларативным равенством субъектов и реальным положением дел, и найти возможные способы решения сложившейся проблемы.

В России федерация создавалась путем «сверху» и в основе деления лежало несколько оснований, в частности территория делилась по национальному (республики) и территориальному (все остальные субъекты) признакам, именно в этом и скрыта причина столь коренных различий. Даже статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, в то время как статус краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - федеральной Конституцией и уставами этих субъектов Федерации. Несмотря на то, что благодаря решениям Конституционного Суда РФ  конституции и уставы субъектов Федерации занимают равные позиции в иерархии нормативно-правовых актов субъектов Федерации, различия между конституцией и уставами существуют.  Конституции в юридической науке - это атрибут государства, как закон, устанавливающий основы государственного устройства, порядок и принципы образования органов государственной власти. А устав - лишь свод правил призванный регулировать определенную узкую область общественных отношений. Обычно он принимается для упорядочивания работы организаций и объединений.

Подтверждение неравнозначности этих двух документов можно найти также в комментариях к положениям конституции РФ: "Устав по своей роли в некоторой мере аналогичен конституции республики в составе России, хотя имеет более узкий предмет регулирования". Рассмотрим другие особенности правового статуса республик, ведь именно они имеют некоторые преимущества перед другими субъектами. В частности республики признаются государствами, однако власть в этих государствах осуществляется в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Изменить этот статус, вернуть назад суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом. Право выхода республик из состава России не закреплено в конституции. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана с использованием ресурсов всего народа Российской федерации, она не способна нести на себе функцию отдельной экономической системы, лишь части более большого механизма. Так же выделение какой-либо республики как отдельного государства привело бы к возникновению национальных конфликтов, ведь все население в них уже давно многонационально, уровень культуры также изменился бы в худшую сторону. Таким образом, отделение республик от федерации принесет вред населению самого субъекта, а следовательно они в этом не заинтересованы.

Еще одной стороной сложившейся ситуации является существующее неверное представление о своих правах, которое ведет к различным неправомерным поступкам, например к попыткам провозглашения своей собственности на землю, недра и природные богатства. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. В конституции Республики Саха (Якутия) закреплено положение о территории как о «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», численность которых сейчас не более 1 млн. человек.[2] Сейчас явно отслеживается тенденция предполагать определенные в советские годы спонтанным образом границы республик как исторически сложившиеся.

Более того, в законах некоторых субъектов есть претензии на верховенство национального права над конституцией РФ. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основным принципам права, подрывает авторитет закона, власти, и ведет к появлению инакомыслия. Решения Конституционного Суда, устраняющего в процессе конституционного судопроизводства  пробелы в правовой системе нашей страны, окончательны, не могут быть обжалованы и  общеобязательны,  равно  как  и сформулированные в этих решениях  правовые  позиции  - вне зависимости от того, изложены они в мотивировочной или резолютивной части.

Не случайно Конституционный Суд РФ обладает исключительными полномочиями по проверке на соответствие положениям конституции нормативных правовых актов и обеспечивает неукоснительное их исполнение органами государственной  власти  и  должностными  лицами, что несомненно укрепляет единство конституционно-правового поля Российской Федерации и недопустимость противопоставления законности и целесообразности

Наиболее существенные отступления от  Конституции РФ вплоть до недавнего времени имелись в конституциях Республики Татарстан, Республики Тыва и Чеченской Республики, однако частично они были устранены с помощью права конституционного суда на толкование нормативных правовых актов. Тем не менее это является ярким примером того, сколь недопустимо наличие пробелов в законодательстве, ведь мы сейчас рассматриваем случай, когда нарушителем правовой нормы выступает не просто отдельное физическое лицо, а ячейка нашей федерации, республика, а, значит, и целый народ.  Еще одним доказательством существования данной проблемы является измененный на данный момент, но недавно имевший юридическую силу статус республики Северная Осетия — Алания прописанный в ее конституции, а именно что эта республика является «государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации» (Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-0 положения части первой статьи 61 настоящей Конституции утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 3 (часть 1), 4 (части 1 и 2), 5, 66 (части 1 и 5) и 71 (пункт "б") Конституции РФ)[3], однако осталась неизменной противоречащая Конституции РФ  ст. 1 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, которая «признает свое нахождение в составе Российской Федерации на основе Федеративного договора», но заявляет о правовом статусе республики на самоопределение и выход из состава Российской Федерации.[4]

Республики имеют право даже на определение государственных языков. Эти языки также являются официальными как и русский язык. В 1 республике не закреплено двуязычие (Карелия). Многоязычие существует в многонациональном Дагестане, в Кабардино-балкарской республике и Крыме 3 языка, в Карачаево-Черкесской 4 языка. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.[5-26]

Стоит рассмотреть и тот факт, что Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, и здесь также просматривается нарушение прав, ведь выдача статуса гражданина находится в компетенции федеральных органов власти, ведь это гражданство приравнивается к гражданству РФ. Они самостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Также в их праве назначать собственные награды.

Учитывая все вышесказанное, мы видим возможное решение проблемы в изменении принципа деления территории РФ на субъекты. Не вызывает сомнения, что основание для подобного межевания должно быть одно, или территориальное или национальное, тогда и статусы субъектов будут соизмеримы между собой. Также статус республик и иных субъектов Федераций должен быть определен только в Конституции РФ, соответственно, закреплен в конституциях республик, уставах краев, областей и других субъектов Федерации и не должен отличаться в различных источниках. Отсутствие такой определенности в значительной мере обусловило несоответствие основных законов (конституций, уставов) ряда субъектов федерации Конституции РФ. Возможно именно эти корректировки позволят улучшить решение различных социальных и экономических проблем в нашей стране и создадут более однородную и благоприятную правовую среду для новых реформ, направленных на улучшение и процветание нашей страны.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, внесенных законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ и вступивших в силу с 22 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] http://konstitucija.ru/

2. Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 года. (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2012 года) [Электронный ресурс] http://www.sakha.gov.ru/node/17668

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, внесенных законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ и вступивших в силу с 22 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] http://konstitucija.ru/

4. Конституция Республики Северная Осетия-Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г. с изменениями и дополнениями от 4 декабря 2013 г. ) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_osetiya/chapter/1/

5. Конституция Республики Адыгея (принята на XIV сессии Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_adig/

6. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята 7 июня 1997 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/

7. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_bashkor/

8. Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_buryat/

9. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/

10. Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_ingush/

11. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. N 28-РЗ (принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г.) (в редакции, принятой Конституционным Собранием 12 июля 2006 г., республиканских законов от 28 июля 2001 г. N 74-РЗ, от 2 июля 2003 г. N 61- РЗ, от 12 июля 2005 г. N 52-РЗ, от 13 июля 2006 г. N 48-РЗ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/

12. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_kalmik/

13. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_karach/

14. Конституция Республики Карелия (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_karel/

15. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_komi/

16. Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/

17. Конституция Республики Мордовия (принята 21 сентября 1995 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_mordov/

18. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_saha/

19. Конституция Республики Северная Осетия-Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_osetiya/

20. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/

21. Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_tiva/

22. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_udmurt/

23. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_hakas/

24. Конституция Чеченской Республики (принята 23 марта 2003 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_chech/

25. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] http://constitution.garant.ru/region/cons_chuvash/

26. Конституция Республики Крым (Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года) [Электронный ресурс]  http://rapsinews.ru/legislation_publication/20140412/271132606.html

0
Ваша оценка: Пусто