Проблема реализации права на жизнь в условиях современной России

Пивкин С.,
курсант 3 курса Уфимского юридического института МВД России

 

Постоянный рост уровня преступности и активизация террористической деятельности, порождает массу дискуссий по поводу отмены моратория на смертную казнь, хотя бы за отдельные виды особо тяжких преступлений. Проблема применения смертной казни, как меры наказания является достаточно сложной и многогранной, поскольку охватывает такие важные сферы общественной жизни, как политико-правовая, социально – экономическая, духовно - нравственная и иные.

Актуальность, данная проблема будет иметь до тех пор, пока на слуху такие громкие преступления, как унесшая жизни 224 человек, из них 25 детей, катастрофа A 321 над Синайским полуостровом, в результате срабатывания самодельного взрывного устройства на борту самолета; террористические акты в Брюсселе, унесшие жизни тридцати пяти человек, ответственность за которые взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство». Совершение таких преступлений вряд ли может оставить кого-либо равнодушным. Все это заставляет общество задуматься над проблемой применения  судами к лицам, совершившим такие зверские преступления, высшей меры наказания – смертной казни.

Введение запрета на применение смертной казни, как меры наказания, было одним из условий вступления России в Совет Европы. В 1998 году Россия подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая согласно ст. 21 не исключает применение смертной казни[1]. Но в Протоколе № 6 к указанной Конвенции, Россия обязалась отменить смертную казнь в мирное время[2]. Указанный Протокол с 1998 года так и остался на стадии подписания и не был ратифицирован Россией. Стоит отметить, что Россия является единственной страной – участницей по данному Протоколу, которая так и не ратифицировала его.

В сложившихся обстоятельствах Конституционный Суд РФ в своем постановлении в 1999 году установил заперт на применение смертной казни до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающий на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей[3].

В 2010 году на всей территории России был введен суд присяжных заседателей, в связи с чем исчезли основания для неприменения смертной казни и вновь встал вопрос о применении смертной казни. На что в своем Определении от 19.11.2009  г. № 1344 Конституционный Суд РФ пояснил, что в Российской Федерации в настоящее время действует комплексный мораторий на применение смертной казни, сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, то есть на реализацию цели, закрепленной ст. 20  Конституции РФ[4]. Однако главная проблема заключается в том, что Конституционный Суд основывается на нератифицированном Протоколе № 6.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что, несмотря на существующий запрет применения смертной казни, она все же имеет законодательное оформление.

Так, УК РФ в ряде статей предусматривает смертную казнь как меру наказания (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ). Действующее уголовно – процессуальное законодательство также  содержит нормы применения смертной казни (ст. ст. 31, 51, 301, 310 УПК РФ). А в ст. 123 УИК РФ определен порядок исполнения смертной казни.

Таким образом, исходя из положений указанных нормативных правовых актов, можно сделать вывод о признании законодателем существования смертной казни в России, что вновь создает общую неопределенность по данному вопросу.

На наш взгляд, правовое регулирование вопроса применения смертной казни до сих пор имеет ряд спорных вопросов, которые требуют незамедлительного решения, потому как применение смертной казни несовместимо с рядом международных договоров в сфере защиты прав человека. Также стоит учитывать тот факт, что при исполнении смертной казни отсутствует возможность исправления судебной ошибки.


[1] Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

[2] Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114): подписан в г. Страсбурге 28 апреля 1983 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867.

[4] Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5867.

 

0
Ваша оценка: Пусто