Гусельникова Ольга Владимировна,
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва
При расследовании авиационного происшествия необходимо установить причину и виновника происшествия. Причины авиационного происшествия происходят от различных факторов это может быть технический фактор, человеческий фактор, внешняя среда и иные.
Человеческий фактор, который является в большинстве случаев просмотренных дел, заключается в неверных действиях пилотов, экипажа и наземных служб. Кажущаяся простота пилотирования воздушного судна приводит к переоценке пилотом своих навыков и летно-технических характеристик воздушного судна, например, недопустимые маневры в полете на высоте и скорости ниже минимальной установленной, с креном и тангажом, превышающим эксплуатационные ограничения самолета. Так, в 2016 году к этой группе причин, по предварительным данным, относится авария вертолета R-66 RA-1981G частного владельца, происшедшая 09.04.2016 в Московской области: при заходе на посадку пилот допустил падение оборотов несущего винта. В результате увеличения вертикальной скорости снижения произошло столкновение вертолета с землей [2, c. 8].
Российские пилоты воспитаны на неукоснительном выполнении рекомендаций наземного персонала, диспетчера. Во многом именно этим объясняется авиакатастрофа в районе Боденского озера. Тогда в воздухе столкнулись Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой авиалайнер Boeing 757, принадлежащий компании DHL. В результате катастрофы погибли все, кто был на борту обоих самолетов, - 71 человек. Авиадиспетчер дал команду Ту-154 на снижение лишь менее чем за минуту до катастрофы. Почти в одну и ту же секунду среагировали обе бортовые системы предупреждения столкновений. Компьютерный голос приказал пилотам грузового самолета снизить, а российскому экипажу набрать высоту. Однако капитан Ту-154 последовал указаниям диспетчера, а пилот грузового самолета выполнил команду бортовой системы [3].
Недостаток технической надежности узла, детали, агрегата или приборов, производственные недостатки и дефекты, а также некачественный ремонт и нарушение правил технического обслуживания авиатехники все это непосредственно влияет на авиационное происшествие и также является одной из причин его.
Процесс эксплуатации авиационной техники непосредственно связан с взаимодействием воздушного судна с внешней средой. Значительное число авиационных происшествий происходит на стадиях взлета, захода на посадку и приземления воздушного судна. Главную опасность представляет ограниченная видимость, связанная с низкой высотой облаков, туманами, снегопадами и резкими сдвигами ветра, а также обледенение самолета и его двигателей. При выполнении полета по маршруту наиболее вероятными авиационным происшествием, с попаданием воздушного судна в грозу, которая сопровождается градом, значительной конвективной турбулентностью, интенсивным дождем и молниями.
Можно привести пример, профессионализма пилота, который смог посадить самолет в критической ситуации. Так, 27.07.2017 г. лайнер A320 выполнял рейс из Стамбула в Северный Кипр. На высоте 4 тысячи футов самолёт попал под град «размером с куриное яйцо». Лёд на огромной скорости разбил кок самолёта, вывел из строя часть систем, а также - сделал окна в кабине пилотов абсолютно непрозрачными. Пилоту пришлось садить самолет вслепую [1].
Высокий процент катастроф возникает из-за обледенения, который является очень опасным фактором авиационных происшествий. На количество авиационных происшествий, вызванных обледенением, влияют время года, этап полета, а также масса воздушного судна. Наибольшее количество подобных случаев возникает в декабре и январе.
Поэтому следователю чтоб установить, что авиационное происшествие произошло из-за погодных условий, он должен запросить сведения о погодной ситуации на момент полета воздушного судна, а также всю документацию на воздушное судно и пилотов, выполнявших пилотирование. Получить расшифровку бортовых самописцев у Межгосударственного авиационного комитета, в которой они указывают все действия пилотов и сведения о работе приборов воздушного судна. Только так сможет оценить, что повлияло на авиационное происшествие.
Для предотвращения авиакатастроф необходимо тщательно проверять пилотов непосредственно перед рейсом, чтоб они проходили медицинское и психологическое освидетельствование, устанавливать современные светосигнальные оборудования, соответствующее международным стандартам ИКАО; заранее обрабатывать самолеты противообледеняющим веществом; диспетчерами предупреждать пилотов об изменении погодных условий. Также необходимо усовершенствовать методику обучения, обеспечить ВУЗы современными тренажерами и тренировочными самолетами, обеспечить курсантов полным курсом практики, в том числе полетами в сложных условиях.
Список литературы:
- Вылетевший из Стамбула самолет обстреляло крупным градом: видео // National Geographic Россия. [Электронный ресурс]. - URL: http: http://www.nat-geo.ru/accidents/1109785-vyletevshiy-iz-stambula-samolet-obstrelyalo-krupnym-gradom-video/ (дата обращения 05.10.2017).
- Информация о состоянии безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения в 2006 – 2015 годах // Федеральное агентство воздушного транспорта Управление инспекции по безопасности полетов. Москва, 2016. – С. 8.
- Ошибки пилотов не единственная причина катастроф // Финансы Asia. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finansy.asia/oshibka-pilotov-ne-edinstvennaya-prichina-katastrof (дата обращения 05.10.2017).