Брилева Александра Дмитриевна,
Омская юридическая академия, город Омск
Научный руководитель: Мороз Оксана Владимировна, преподаватель кафедры гражданского права Омской юридической академии
В России в прошлом десятилетии очень остро стояла проблема детей-сирот. Детские дома и приюты были заполнены малышами и подростками, которые остались без попечения родителей из-за смерти последних или из-за лишения их родительских прав. Государство несет полную ответственность за маленьких граждан на протяжении всего времени их нахождения в социальных учреждениях. Но,вырастая и выходя из детского дома, многие из них сталкиваются с насущной жизненной проблемой – «где жить?».
Одной из важнейших задач государства является обеспечение детей сирот жильем.
Вопрос о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, можно считать вполне изученным. Об этом свидетельствует основной законодательный документ, регулирующий права детей-сирот № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3].
В целях совершенствования законодательства, порядок обеспечения жильём с 1996 года постоянно изменялся и дополнялся. В данной статье мной будут проанализированы последние основные изменения.
Согласно российскому законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья, при его отсутствии. Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без попечения родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья.
В любом случае жилые помещения дети-сироты могут получить лишь по достижению ими совершеннолетнего возраста, либо в случае приобретения полной дееспособности до совершеннолетия. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены региональным законодательством. Нуждающиеся в жилье дети-сироты включаются в специальные списки, которые ведутся субъектами Российской Федерации.
По новому порядку право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Ранее с наступлением указанного возраста такое право утрачивалось. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста - право на получение жилья сирота утрачивает [3].
Если ранее обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями производилось вне очереди на основании договора социального найма, то по новым правилам жилье сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. По истечении этого времени жилое помещение переходит в бессрочное пользование на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жилья исключен из Жилищного кодекса РФ [1].
Следует пояснить, что ранее сирота, получая жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности. В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственника своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.
Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5). Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Льготное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется на основании письменного заявления по окончании срока нахождения в образовательных и иных учреждениях, создаваемых для данной категории детей, завершении получения профессионального образования, окончании прохождения ими военной службы по призыву или отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями лежит на субъекте РФ. В настоящее время нет единого нормативного акта, который бы устанавливал обязательный для всех порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, поэтому каждый субъект самостоятельно определяет органы, в которые сирота может обратиться с соответствующим заявлением, перечень необходимых документов, а также сроки их рассмотрения и принятия решений.
Общая практика сложилась таким образом, что заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в администрацию района по месту своего жительства.
Таким образом, жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. По истечении этого времени жилое помещение переходит в бессрочное пользование нанимателя на условиях социального найма. Жилые помещения дети-сироты могут получить лишь по достижении совершеннолетнего возраста либо в случае приобретения полной дееспособности до совершеннолетия.Встать на очередь рекомендуется до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста - право на получение жилья сирота утрачивает.Льготное предоставление жилья детям сиротам осуществляется на основании письменного заявления, которое необходимо подать в орган опеки и попечительства или в администрацию района.
Список литературы:
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016)Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Федеральный закон: О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федер. закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015
- Федеральный закон: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации": Федер. закон от 28.11.2015 N 358-ФЗ
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"