Правовые проблемы современного образования в россии

Таласпаева Айдана Ачанкызы,
Омская юридическая академия

 

Образование — это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие России.

На мой взгляд, современный этап развития российского образования драматичен и неоднозначен. В обществе постепенно формируется понимание того, что преодоление кризисных явлений, успех реформ в России, ее возрождение во многом зависят от образовательной политики государства. Но как быть, когда образовательная политика государства не может навести порядок в самой системе образования? Всё ли возможное делает государство для развития и совершенствования системы российского образования, которая могла бы активно осваивать все новое, прогрессивное?

Ведь каждый второй россиянин скажет, что деятельность Министерства образования и науки РФ носит довольно противоречивый характер. Так, например, в 2000-е годы одним из руководителей образования была сказана такая фраза: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя» (6). После данной фразы сразу же возникают вопросы: если мы будем растить квалифицированного потребителя, откуда тогда возьмется тот творец, который будет творить то, что потребитель будет потреблять? Как может общество состоять только из потребителей? Данный подход к осмыслению цели российского образования, я считаю неприемлемым. Ведь образование – это не только набор знаний, это сложившаяся система взглядов на прошлое, настоящее и будущее. К сожалению, в нашей современной системе образования редко встретишь слово «воспитание». Ведь именно от воспитания зависит осмысление человеком его роли в жизни своего государства. Многие люди, обучавшиеся в период советской власти, считают, что современная система российского образования злоупотребляет принципами демократии и направлена на то, чтобы «человек сам себя воспитывал».

В данной статье хочется раскрыть два основных направления деятельности государства в области образования, которые, на взгляд большинства граждан нашей страны, приводят к деградации образовательного процесса.

Во-первых, проведение многочисленных реформ в области образования, которые качественной эффективностью не характеризуются. Вся современная система российского образования представляет собой совокупность нововведенных реформ, цели которых не оправданы, а их последствия носят во многом негативный характер. От количества нововведенных реформ, качество образования не меняется. На сегодняшний день  программ школьного образования стало так много, что многие российские школы, преподаватели не успевают следовать им. Также страдают ученики, которым физически и морально тяжело усвоить весь объем предоставленного школьного материала. Примером может служить то, что во многих российских школах ученики имеют много учебников по истории, но ведь история России не может трактоваться настолько широко. Нынешние программы образования содержат материалы, которые еще наши родители изучали в ВУЗах.

В последнее двадцатилетие Министерством образования и науки РФ было проведено большое количество реформ (5). Назовем основные из них:

2001г. – проводится эксперимент с проведением ЕГЭ: 5 регионов России сдают выпускные экзамены в формате ЕГЭ;

2003г. - Россия присоединяется к Болонскому процессу, то есть Россия фактически переходит к системе образования аналогичной европейской. Вузы нашей страны начинают выпускать бакалавров и магистров;

2008г. - ЕГЭ сдают во всех регионах России;

2010г. – из школьной программы исчезают такие школьные предметы, как астрономия, труды и черчение;

2013г. - допускаются платные услуги в российских школах.

Реформа, связанная с введением ЕГЭ, вызывает всплеск негодования среди россиян по сей день. К чему привела данная реформа? Разве уровень качества российского образования повысился? Реформа привела лишь к тому, что выпускники накапливают определенный набор знаний и учатся правильно  заполнять КИМы (контрольные измерительные материалы).

Во-вторых, неправильной деятельностью государства в области образования, является превращение образования в сферу услуг под предлогом повышения его эффективности.  Еще в 90-е годы происходил переход к новой схеме функционирования образования: оно приспособлялось к рыночным отношениям. На сегодняшний день происходит постепенная коммерциализация образования для повышения уровня российской системы образования. При этом сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Средняя и высшая школа приспосабливаются к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако подобной моделью современного образования могут пользоваться не все граждане из-за низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения.  Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. Но не смотря на это, обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантируется (3, [стр.4]). Но правильна ли такая политика государства в области образования? Разве подобными действиями возможно улучшить уровень образования, пробудить у школьников тягу к знаниям?

Часто приходится задумываться, почему наше государство подходит к решению вопросов в области образования не настолько ответственно, как в области экономики, обороны и т.д. Ведь, в первую очередь, именно государство нуждается в том, чтобы его население состояло из квалифицированных работников, людей, знающих свое дело, так как они могут повысить показатель развитости нашей страны. Тогда почему мы должны платить за образование, за которое должно платить государство? Страна нуждается в том, чтобы система образования была качественной, а это означает, что деньги на образование должно находить именно государство. Советская власть понимала, что государству необходимо грамотное население и поэтому делала все возможное для того, чтобы образование было для всех доступным (4) .  К примеру, согласно статье 45 Конституции СССР 1977 года право на образование обеспечивается бесплатностью всех видов образования (1,[ст.45]). А теперь обратимся к Конституции РФ, статья 43 которой гласит, что каждый вправе получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе (2, [ч.3, cт.43]).

На мой взгляд, государство должно определиться с тем, кого должна растить школа: человека с набором знаний, который умеет ставить галочки на бланке ответов или же образованного человека, который  знает русский язык, историю своего государства, умеет логически размышлять и является воспитанным гражданином.

 


Список использованных источников и литературы:

  1. Конституция союза советских социалистических республик 1977 г. - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm;
  2. Конституция РФ 1993 года;
  3. Кризис политики Горбачева - http://mylektsii.ru;
  4. Образование в СССР - https://ru.wikipedia;
  5. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ - http://минобрнауки.рф/;
  6. Реферат проблемы развития культуры  в "новой " России. Эволюция инфраструктуры на западе и востоке в 1940-1980х краткое содержание.
  7. Развитие культуры в годы застоя реферат. Развитие культуры в годы перестройки - http://za4eti.ru/referat/sqnnrm.
4.75
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.8 (4 голосов)

Очень хорошая статья,ты правильно подметила,что государство должно определиться с тем, кого должна растить школа.Ведь в наше время без образования сейчас никуда!

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".