Аблеева Эльза Рашитовна,
Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа
Научный руководитель: Максимова Марина Александровна, старший преподаватель кафедры государственного права Института права БашГУ
В общей теории права на сегодняшний день выделяется немало подходов к пониманию понятия «правовых основ» в целом, следовательно, для изучения его в контексте административного права целесообразно обратиться к мнениям ученых по данному вопросу. Так, по мнению К.А. Струсь и Н.А. Попандопуло, под правовыми основами понимается как «идеально - материальный феномен, выраженных в содержании правовых норм, актов, которые упорядочивают отношения, конкретизирует правовые возможности обязанных субъектов» [10, c.91]. По - иному, с точки зрения философских позиций, правовые основы способны отражать правовую культуру в содержании текстов нормативных правовых актов.
Так, формами первичных правовых основ выступают документы основополагающего характера, такие как Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), Федеральные законы, международные договоры и т д [11, c.86]. Вторичные (производные) основы могут состоять из нескольких частей: нормативные правовые акты подзаконного характера, правовые основы договорного права, правовые основы корпоративного права. Посредством вторичных правовых основ, путем установления порядка введения в действие законов осуществляется регулирование общественных отношений.
Юридическим основанием для реализации административной ответственности за нарушение антимонопольных правил является существование нормативной основы, которая устанавливает административную ответственность в рассматриваемой сфере. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), устанавливающий ответственность за противоправные деяния в сфере антимонопольного регулирования, дает объективную возможность, выступая в качестве юридического основания для привлечения субъектов, нарушивших законодательство в рассматриваемой сфере к административной ответственности. Диспозиции статей КоАП РФ изложены таким образом, что необходимо обратиться к правилам, понятиям, запретам, которые установлены антимонопольным законодательством. В подтверждение этому выступает использование в тексте статей глав 14 и 19 КоАП таких понятий как: «недобросовестная конкуренция», «координация экономической деятельности», «реклама», «хозяйствующий субъект», «дискриминационные условия», «естественные монополии», «торговая деятельность», «продовольственные товары» и другие.
Антимонопольное законодательство призвано осуществлять правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, направленное на обеспечение защиты конкуренции, предупреждение и пресечение антиконкурентной практики осуществляется посредством действия системы нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, реализация которых призвана оказывать ощутимое воздействие для участников экономической деятельности. Вместе с тем, нормы антимонопольного законодательства регламентирует порядок дозволенного поведения субъектов на товарных рынках, не допуская проявления недобросовестной конкуренции и доминирования положением на рынке[1]. Следовательно, есть повод говорить о двойственной правовой природе, присущей антимонопольному законодательству в целом, поскольку правовые нормы регулируют как непосредственно отношения между самими хозяйствующими субъектами, так и отношения антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
А. Я. Рыженков отмечает, что посредством антимонопольного законодательства осуществляется независимое от гражданского права регулирование имущественных отношений, даже в тех случаях, когда они уже урегулированы гражданским законодательством[9,c.17]. Автор придерживается позиции о существовании взаимосвязи гражданского законодательства с антимонопольным, однако предостерегает от ошибочного представления о том, что ГК РФ может выступать в качестве источника антимонопольного законодательства.
Итак, к числу основных специальных законов в рассматриваемой сфере относится Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)[1]. В законе сформулированы организационные и правовые основы для защиты конкуренции, а также для пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Важно отметить, что закон содержит требования к поведению, адресованные хозяйствующим субъектам возникающие в связи их вступлением в гражданско - правовые отношения с другими участниками гражданского оборота в том числе. Это означает, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско - правовым отношениям.
В названном законе определяются основные понятия, используемые в составах административных правонарушений, закрепленных в КоАП РФ. Так, в п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», раскрывается содержание понятия «конкуренция», под которой понимается соперничество между хозяйствующими субъектами, при котором либо посредством совершения действий происходит либо исключение, либо ограничение возможности в одностороннем порядке воздействовать обращение товаров на соответствующем товарном рынке.
Помимо правовой сущности «конкуренции» следует обратить внимание на понимание данной категории в экономическом аспекте, поскольку, по мнению экономистов, функционирование и существование любого рынка невозможно при отсутствии конкуренции. Справедливо отмечено, что одним из важнейших аспектов конкуренции выступает внедрение инноваций, положительно влияющего на качество производимого и распространяемого товара [8, c.40]. Данное положительное воздействие на товар достигается вследствие того, что организации в ходе ведения конкурентной борьбы, вынуждены повышать качество товара, использовать наиболее эффективные способы производства и управления.
Специфика российского антимонопольного законодательства состоит в том, что оно включает в свой состав широкий круг норм, адресованных носителям властных полномочий. В антимонопольном законодательстве большинства зарубежных стран аналогичные нормы отсутствуют либо представлены в меньшем объеме. По этой причине нами будет рассмотрен ряд специальных законов, регламентирующих правовые основы деятельности в каждой из областей: естественные монополии, реклама, торговля, электроэнергетика, связь.
На территории Российской Федерации созданы и функционируют федеральные естественные монополии и естественные монополии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ. С целью устранения конфликта интересов, возникающих между субъектами естественных монополий и потребителями был создан Федеральный закон «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях»), регламентирующий правовые начала политики в отношении естественных монополий, существующих в Российской Федерации [2]. Сфера применении названного закона распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках, участниками которых выступают субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потребители, органы местного самоуправления.
Защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы регулируется Федеральным законом «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»)[3]. В названном документе содержатся общие требования к рекламе, а также способах ее распространения. Так, согласно статье 3 названного закона под «рекламой» понимается информация, распространяемая любым способом и форме, адресованная неопределенному числу лиц, направленность которой обращена к привлечению внимания непосредственно к объекту рекламирования. Под «объектом рекламирования» подразумевается товар, результаты интеллектуальной деятельности, а также средства индивидуализации юридического лица (и) или товара.
Немаловажно отметить, что одним из методов регулирования торговой деятельности в Российской Федерации является антимонопольное регулирование, что прямо закреплено в главе 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О торговле») [4]. В связи с этим напрашивается вывод о том, что антимонопольное законодательство включает в себя и вышеназванный закон. Глава 14 в составах, закрепляет административную ответственность за нарушение правил в области торговли, а именно в ст. 14.4, 14.5 - 14.8 КоАП РФ. Согласно ст. 2 ФЗ «О торговле», под торговой деятельностью подразумевается предпринимательская деятельность, связанная с приобретением или продажей товаров. Торговую деятельность можно классифицировать по цели приобретения товаров на оптовую и розничную. Так, под оптовой торговлей понимают торговую деятельность, которая связана с приобретением и продажей товаров с целью использования таковых в области предпринимательской деятельности. Под розничной торговлей понимается торговая деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних, либо других целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Антимонопольное законодательство включает в себя и иные федеральные законы, к которым относятся нормы Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») [5], положение которых обусловливают начала установления доминирующего положения субъектов в сфере электроэнергетике соответственно. В ст. 3 названного закона, под «электроэнергетикой» понимается отрасль экономики Российской Федерации, которая включает комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи сбыта и потребления электрической энергии. Лица, которые осуществляют деятельность в области электроэнергетики именуются субъектами электроэнергетики.
К нормативному правовому акту, призванному обеспечивать эффективную и добросовестную конкуренции на рынке услуг связи относят Федеральный закон от 7.07.2003 г. «О связи» (далее - ФЗ «О связи»)[6]. В главе содержится ряд составов, закрепляющий административную ответственность за правонарушения в этой области, а именно а ст. 13.6, 13.29 - 13.30 КоАП РФ. В вышеупомянутом ФЗ «О связи» дается определение основному понятию, фигурирующему в диспозициях статей КоАП РФ в рассматриваемой сфере. Так, под «услугой связи» законодатель понимает вид деятельности, связанный с приемом, обработкой, хранением, передаче и доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Подводя итог вышеизложенному следует сказать о том, юридическим основанием для реализации административной ответственности за нарушение антимонопольных правил служит существование нормативной базы, которая устанавливает ту самую ответственность в рассматриваемой сфере. Антимонопольное законодательство в свою очередь образуют нормы различных отраслей права как публичного, так и частного, регулирующие однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве обособленной группы в сфере ограничения монополистической деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции. Российскому антимонопольному законодательству присуща особенность, состоящая в том, что оно содержит в своем составе широкий круг норм, адресованных носителям властных полномочий. По этой причине нами был рассмотрен ряд специальных законов, которые регламентируют правовые основы деятельности в каждой из рассмотренных областей.
Список использованных источников и литературы
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 219-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3434.
- Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34, ст. 3426.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01.10.2015 № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12, ст. 1232.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (с посл изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1, ст. 2.
- Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 января.2016 г. № 378-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13, ст. 1177.
- Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (с посл. изм. и доп от 24 июля 2015 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28, ст. 2895.
- Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. Конкурентное право России: учеб. пособие. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 391 с.
- Ермолаев М.Г., Набиев Р.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» // Экономика и право. №4. 2014. С. 37-41.
- Рыженков А. Я. К вопросу о соотношении гражданского и антимонопольного законодательства в России // Конкуренция и право. № 4. 2015. С. 16 - 19.
- Струсь К.А., Попандопуло Н.А. Методология исследования юридических понятий: на примере категории «правовые основы» // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. №2 (3). С. 91-95.
- Струсь К.А., Попандопуло Н.А. Категория «правовые основы»: к вопросу о классификации // Вопросы современной юриспруденции. 2013. №32. С. 84 - 87.
[1] Конкурентное право России: учеб. пособие / под общ. ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Сушкевича. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 76.
Эльза Рашитовна, скажите пожалуйста только ли наличие той или иной нормативной базы свидетельствует об эффективности правового регулирования в области реализации антимонопольного законодательства?