Правовой статус представительного органа муниципального образования в органах местного самоуправления

Эйлазова Эльвира Ильхам кызы,
ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийск

 

В современном мире накопилось много трудноразрешимых и чрезвычайно интересных вопросов. Такой вопрос как представительный орган в местном самоуправлении и его правовой статус.

Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что представительный орган муниципального образования занимает ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией.

Касаемо правового статуса органов местного самоуправления есть совокупность таких закреплённых в соответствии характеристик как:
1) природа (порядок формирования и принадлежность к определённому виду властной управленческой деятельности);
2) функции (действия органов нормативно - регулируемые и контролируемые социальные институты, роль, которую выполняют органы при решении вопросов местного значения).
3) компетенция, (совокупность полномочий органов по предмету введению).

Исходя из выше сказанного, можно по подробнее разобрать правовой статус представительного органа муниципального образования в органах местного самоуправления:
1) Порядок формирования представительного органа местного самоуправления. Федеральным законом № 131- ФЗ определяются особенности формирования и численности представительного органа в зависимости от вида местного самоуправления. Так, представительный орган сельского, городского поселения, городского округа формируется только одним способом на муниципальных выборах на основе равного, прямого, всеобщего волеизъявления населения соответствующего поселения. Исключение предусмотрено для формирования представительных органов муниципальных районов[2, c.152].
2) Роль представительного органа в системе органов местного самоуправления местного самоуправления. Конституция РФ провозглашает право на осуществление местного самоуправления как непосредственно (референдумы, выборы и т.д.), так и через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 12, 130). Формирования выборных органов местного самоуправления предусмотрена в ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации и международная практика на вопрос о необходимости наличия представительных органов местного самоуправления однозначно указывают, что формирование данных органов является не просто необходимым, но и обязательным.

Необходимо отметить, что функционально представительный орган местного самоуправления призван: - отражать и представлять интересы всех социальных групп населения муниципального образования; - осуществлять нормотворчество в соответствии со своими полномочиями, прописанными в федеральном и региональном законодательстве, и в уставе муниципального образования; - контролировать исполнение принимаемых нормативных актов и в целом деятельность исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Рассмотрим, в какой мере представительный орган местного самоуправления осуществляет свое предназначение. Ответ на этот вопрос приводит к неутешительному выводу о том, что назрело противоречие между правовым статусом и реальным положением, той ролью, которую выполняют местные думы (Советы). Представительные органы реализовывают свою главную функцию отражения и аккумуляции интересов своих избирателей не в полной мере и это, как правило, связано с отсутствием механизма взаимодействия депутатов и избирателей[1, c.300]. Нередко роль депутатов сводится к функции "машин для голосования", к роли регистраторов готовых проектов решений. В основе такой ситуации лежит целый комплекс причин и правового, и организационного, и финансового, и кадрового, и исторического характера. Стоит отметить, что представительные органы местного самоуправления зачастую чисто функционально не способны играть ведущую роль в осуществлении муниципального управления. Это связано, прежде всего, с тем, что депутаты данных представительных органов, еще в полной мере не осознали всю значимость данного органа и объем возложенных на него законодательством полномочий. В настоящее время во многих муниципальных образованиях у представительных органов нет собственных аппаратов для подготовки решений либо оценки решений, предлагаемых исполнительной властью муниципального образования. Согласно Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131). Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе местного самоуправления. В нее могут входить органы, которые должны быть обязательно образованы (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация), а также иные органы и выборные должностные лица. Конкретизация федеральных норм происходит в региональном и местном законодательстве.

То, что представительные органы занимают особое, ведущее положение в системе местного самоуправления, подтверждается следующим:
1) Конституция Российской Федерации и Федеральный закон №131"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо устанавливают наличие выборных органов местного самоуправления.
2) представительные органы избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач.
3) представительные органы наделены не только собственными, но и исключительными полномочиями, которые не могут осуществляться никакими другими органами, что лишний раз подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления. Актуальным вопросом для представительных органов местного самоуправления является их организационная самостоятельность[1, c.300].
3) Исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся: - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; - утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; - установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; - принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; - определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; - определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; - определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; - контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; - принятие решения об удалении главы местного самоуправления в отставку[3, c.82-84].

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
  2. ФЗ от 06.10.2003 №-131 (ред. от 04.10.2014) « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. ФЗ от 20.03.2011 №-38 (ред. от 02.05.2012) « О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Учебная литература

  • Актуальные вопросы развития МО / По общ. ред. проф. И.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 300 с.
  • Белоусова Е.В. Муниципальное право РФ. Курс лекций. М.: МосГУ. 2008. Стр. 152.
  • Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. - М.: Юстицинформ, 2009. Стр.82-84.
    Актуальные вопросы развития МО / По общ. ред. проф. И.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 300 с
4.333335
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.3 (3 голосов)