В.В. Бондаренко,
Омская юридическая академия, г. Омск, Российская Федерация
Под товарным знаком мы понимаем обозначение, которое служит средством индивидуализации того или иного товара, указывая на его производителя, а также выполняемые работы или оказываемые услуги в какой-либо организации, предприятии. Как правило, в качестве товарного знака, выступает какое-либо художественное изображение, либо выражение, содержащее набор букв или чисел, размещенное, к примеру, на самом товаре и символизирующее его сущность, значение, место его происхождения и т.д.
Товарный знак появился много веков назад, свое официальное закрепление получил ещё в 13 веке. Но, не смотря на это, он не потерял своей актуальности и в настоящее время широко используется многими производителями. Более того, при современных тенденциях развития рынка товаров (торговли), роль фирменных знаков и торговых марок существенно возрастает.
Известность и массовость применения товарного знака обусловлена его значением, как для производителя, так и для потребителя. По сути, он является лицом товара, его визитной карточкой, гарантией качества, что позволяет выделить тот или иной товар среди других ему подобных. Тем самым, являясь некой рекламой и разграничением по отношению к другим, он способствует реализации товара и его продвижения на рынке.
Для продвижения и развития своего бизнеса, эффективным является продажа продукции не только на территории своего государства, но и за рубежом. Но, естественно, чем больше популярности завоевывает торговая марка, тем успешнее продается товар и тем выше вероятность заимствования конкурентами, уже зарекомендовавшего себя, такого товарного знака. Таким образом, порождается недобросовестная конкуренция.
Отсюда следует, что существуют некие проблемы в полноценном использовании и охране товарного знака.
Как известно, товарный знак охраняется на территории того государства, где он зарегистрирован, поэтому, если деятельность организации не ограничивается территорией своей страны, то возникает необходимость в регистрации товарного знака в иностранном государстве. В настоящее время, существует несколько международных соглашений, которые регулируют вопрос охраны прав на товарные знаки.
Одним из таких соглашений является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года[1]. Одной из своих целей конвенция ставит предоставление гражданам и фирмам любой страны – её участницы такой же охраны товарного знака и таких же преимуществ, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам. А также они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права. Это также подтверждает статья 10-bis указанной выше конвенции, где сказано: страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, а также подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. А также статья 10-ter, которая гласит: страны Союза обязуются обеспечить гражданам других стран Союза законные средства для эффективного пресечения всех действий, связанных с недобросовестной конкуренцией; кроме того, они обязуются предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, действовать через суд или административные органы с целью пресечения действий, связанных с недобросовестной конкуренцией.
Ещё одним международным соглашением, к которому присоединились некоторые страны-участницы Парижской конвенции, является Мадридское соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 году[2]. В статье 1 такого соглашения указано: граждане каждой договаривающейся страны могут обеспечить себе во всех других странах - участницах настоящего Соглашения охрану применяемых на товарах или при оказании услуг их знаков, зарегистрированных в стране происхождения.
Значение регистрации и суть такой охраны в том, что в случае копирования конкурентами охраняемого товарного знака, а, следовательно, и его использовании, производитель, чей товарный знак зарегистрирован, сможет доказать свое право на уникальное обозначение. Так, раньше на упаковках сэндвичей из «Макдоналдса» была надпись «С пылу с жару». Однако оказалось, что товарный знак «С пылу с жару» уже зарегистрирован на российского производителя блинов – ООО «ЛИМА». Следовательно, использоваться другими производителями не может.[3]
Кроме того, возникают случаи при создании обозначения, сходного до степени смешения с тем же охраняемым товарным знаком. Этот момент имеет важное правовое значение, так как точного разъяснения словосочетанию «сходство до степени смешения» законодательством не закреплено, поэтому на практике при защите своего права возникают некоторые трудности. По сути, оно является оценочной категории, а само установление сходства, является задачей лингвистической экспертизы, в результате которой, исследуется подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, совпадение элементов, общее зрительное впечатление, цветовое сочетание и др. Исходя из этого, можно сказать, что товарный знак будет считаться сходным до степени смешения с другим, если он ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. К примеру, в 2011 году суд удовлетворил иск «Красного октября» к кондитерской фабрике «Славянка». Он посчитал, что бренд шоколада «Алина», который выпускает «Славянка», до степени смешения похож на «Аленку» от «Красного октября».[4] В 2012 году был аннулирован товарный знак Vacheron Constantin, зарегистрированный на компанию, занимающуюся производством и сбытом одежды через сеть магазинов Lady & Gentleman City.[5] Он также был схож до степени смешения с товарным знаком известной швейцарской компании — производителя часов. И суд решил, что это вводит потребителя в заблуждение, так как тот мог поверить, что одежда и часы относятся к одному производителю.
Большое значение в обеспечении защиты товарного знака играет международная классификация товаров и услуг (МКТУ)[6]. При регистрации знаков в официальных документах проставляется номер, относящий товар к тому или иному классу, что является вспомогательной частью при доказывании в суде.
В основном защита товарного знака производится в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур. Конечно же, правовая охрана товарного знака подразумевает не только обеспечение и возможность доказывания полноценного использования своего исключительного права, но и ответственность за незаконные действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией. Одним из таких правовых последствий, является официальное признание прав владельца товарного знака, в качестве публикации судебного решения о допущенном нарушении. Также наиболее распространенным способом защиты является прекращение дальнейшего использования. Здесь же можно обозначить требование о последующем уничтожении материальных контрафактных носителей, удалении незаконно используемых знаков с продукции и упаковок. Кроме того, возможна выплата компенсации и взыскание убытков, в случае если, противоправные действия конкурента ухудшили положение производителя на рынке.
Таким образом, для обеспечения охраны и защиты товарного знака, одной регистрации не всегда достаточно, поскольку, так или иначе, все равно может возникнуть необходимость отстаивания своего исключительного права пользования в будущем. Следовательно, данный вопрос, на мой взгляд, нуждается в более четком регламентировании.
[1] Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в г. Париже 20.03.1883). Публикация № 201(R). – Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1990.
[2] Соглашение о международной регистрации знаков (Заключено в Мадриде 14.04.1891). Публикация ВОИС. № 260(R). 1992.
[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. № 16577/11 // Доступ из ИА Гарант.
[4] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2011 г. № 3602/11 // Доступ из ИА Гарант.
[5] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 апреля 2012 г. № 16912/11 // Доступ из ИА Гарант.
[6] Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) (Принята Соглашением, которое было заключено 15 июня 1957 г).