Правовая коллизия в пенсионном законодательстве России как причина заблуждения граждан относительно своих пенсионных прав

Головская Татьяна Николаевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: преподаватель кафедры трудового права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» А.В. Муленко

В российском законодательстве существует множество коллизий, которые в дальнейшем приводят к проблемам в правоприменительной практике[1]. Данная статья посвящена одной из коллизий в сфере пенсионного законодательства.

В соответствии со ст. 2 действующего в настоящее время Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж[2]. Также в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступит в силу с 1 января 2015 года, страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж[3]. В то же время, в ст. 3 действующего Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов[4].

О возможных последствиях существования указанной коллизии пишут M. JI. Захаров и В. Б. Савостьянова: «допустим, муж добровольно уплачивает страховые взносы за жену - домашнюю хозяйку - 10 лет[5]. Периода работы в данном случае нет, а уплата страховых взносов производилась. Должен ли период уплаты страховых взносов засчитываться в страховой стаж в этом случае?»[6]. В связи с коллизией правовых норм ответ неоднозначен.
Если опираться на Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», то очевидно, что страховой стаж должен засчитываться, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачивались. Так как взносы уплачивались в течение необходимого минимального периода времени по действующему законодательству – 5 лет, то право на трудовую пенсию по старости в приведенном примере возникает.
Однако если руководствоваться Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то права на трудовую пенсию у жены уже не возникнет, так как помимо уплаты страховых взносов должны быть и периоды работ, либо иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, которых в данном случае нет.

Между формулировками, закрепленными в нормах Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (а теперь и в Федеральном законе «О страховых пенсиях») и Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» существует принципиальная разница, они содержат нормы, противоречащие друг другу. Если мы обратимся к судебной практике, то увидим, что применяется та норма права, которая в страховой стаж включает периоды работ или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Изучив проблему, мы пришли к выводу, что определение страхового стажа верно дано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральном законе «О страховых пенсиях»». Одним из аргументов такой позиции может выступать общетеоретическое правило о том, что при противоречии общего и специального акта, принятых одним органом, применяется специальный акт[7]. Система социального обеспечения включает в себя четыре основные организационно-правовые формы: обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение, государственную социальную помощь и государственное социальное обслуживание. Соответственно Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» регулирует в целом отношения по первой организационной форме системы социального обеспечения. А Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» направлены на регулирование одного из видов обязательного социального страхования – обязательного пенсионного страхования. Поэтому в данном случае специальными нормативно-правовыми актами будут являться Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

  1. Кроме того, страховые взносы и страховой стаж - это самостоятельные элементы пенсионного права, каждый из которых направлен на формирование своего компонента для реализации этого права гражданами. Так, например, по новому законодательству, чем больше размер страховых взносов (в пределах максимальной базы для начисления страховых взносов), тем больше величина индивидуального пенсионного коэффициента, а соответственно и размер пенсии по старости. Трудовая же деятельность, как и большинство иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, по общему правилу формирует у застрахованного лица только право на получение пенсии по старости при выработке минимального страхового стажа.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Во-первых, коллизии в законодательстве вводят граждан в заблуждение, так как они, уплачивая страховые взносы, в том числе добровольно вступая в отношения по обязательному пенсионному страхованию, считают, что у них идет страховой стаж, порой узнавая об истинном правовом регулировании слишком поздно. Во-вторых, чтобы преодолеть выявленную коллизию необходимо привести нормативно-правовые акты к единообразию.

Соответственно, считаем необходимым внести изменение в Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статью 3 которого изложить в следующей редакции: «страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж». Такие изменения в дальнейшем позволят избежать правовых споров и дадут возможность гражданам прогнозировать модель реализации своих пенсионных прав.


[1] См., например: Агашев Д. В. Правовая коллизия как системное нарушение законодательства о социальном обеспечении // URL: http://www.lib.tsu.ru/ (дата обращения: 10 апреля 2014 г.).

[2] См.: О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[3] См.: О страховых пенсиях [Электронный ресурс]: федер. закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[4] См.: Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс]: федер. закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5] См.: Ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» позволяет добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

[6] См.: Комментарий к новому пенсионному законодательству / Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. - М., 2003. С. 10.

[7] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2000. С. 465.

2.6
Ваша оценка: Пусто Средняя: 2.6 (5 votes)

Татьяна Сергеевна, Вы предлагаете изменить определение страхового стажа в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" и предлагаете понятие данного термина, используемого в пенсионном законодательстве. Но ведь понятие страхового стажа также применяется и при определении размера пособия по временной нетрудоспособности. Может быть необходимо выделить разные виды страхового стажа?

Спасибо за вопрос! Да, я тоже считаю необходимым понятие "страховой стаж" классифицировать, например, в зависимости от вида обязательного социального страхования. Можно также и по иным основаниям, главное чтобы данная классификация имела практическое значение.

Уточните пожалуйста, так уплаты страховых взносов будет недостаточно для получения пенсии по старости, это только увеличивает индивидуальный коээфициент, домохозяйке обязательно нужно будет "фактически" отработать?

Спасибо за вопрос! Да, все верно, домохозяйке необходимо будет отработать "фактически", чтобы получить право на пенсию по старости. Страховой стаж и страховые взносы являются разными институтами в праве социального обеспечения и соответственно преследуют разные цели. Страховой стаж дает право на пенсию по старости, а добровольное вступление домохозяйки в пенсионные правоотношения увеличат ее индивидуальный коэффициент.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".