Эбель Артур Сергеевич,
Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет, г Новосибирск
В статье изложены примеры реализации одного из основополагающих принципов «права народов на самоопределение».Данный принцип играет главную роль в решении судьбы государств и развитие демократии в мире. В статье изложено решение проблемы присоединения Крымской Автономной республики к Российской Федерации.
Примеры реализации идеи
Поддержка мировым сообществом и ООН деколонизационного процесса сочеталась с негативным отношением к сепаратизму и попытками нарушить территориальную целостность новообразованных государств.
Однако в единичных случаях попытки сецессии увенчались успехом. В 1965 году Сингапур объявил о выходе из состава Федерации Малайзия. Решение было принято правящей верхушкой Сингапура в ходе затянувшегося политического кризиса в Малайзии и не подкреплялось каким бы то ни было массовым волеизъявлением населения. Тем не менее вскоре Сингапур был признан Великобританией и рядом стран Европы и Юго-Восточной Азии независимым государством и стал полноправным членом ООН. [1, с. 3]
Примером механизма реализации права народов на самоопределение может послужить Референдум (Плебесцит) по вопросу о независимости Шотландии который, прошёл 18 сентября 2014 года.[2] Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет.[3]
В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года.[4]
К утру 19 сентября все голоса были посчитаны: 55,3 % проголосовавших выступили против независимости.[5] Так как большинство явившихся на участки избирателей проголосовали против независимости Шотландии, она осталась в составе Великобритании.
Согласно докладу Правительства от 25 февраля 2010,[6] если избиратели положительно ответят на вопросы в обоих случаях, будут проведены «обязательные переговоры» между руководством Шотландии и Соединённого Королевства. Утверждается, что тогда «шотландскому и королевскому парламентам нужно будет последовать воле шотландского народа».[7] Если будет одобрен первый пункт (деволюция), а второй (независимость) не пройдёт, тогда требуемые изменения будут внедрены посредством парламентского акта, правительственных декретов или обоих нормативно-правовых актов сразу.[7]
К крымскому вопросу.
После краткой отсылки к истории вопроса, можно перенестись к миру современному, с его проблемами. Одной из наиболее обсуждаемых и тревожащих умы проблем является - выделение Крыма из состава Украины, переход его в состав РФ в качестве субъекта. Многие страны и общественные организации считают, что референдум о статусе Крыма проведенный 16 марта 2014 года местными властями на территории Автономной Республики Крым [7]и города Севастополя, [8][9] является нелегальным и нелегитимным. В свете подобного осуждения возникла идея, проведения повторного референдума - с согласия Украины под эгидой международных организаций. Рассмотрим данный тезис и главный вопрос к нему - по законодательству какой страны проводить «повторный референдум» – по российскому или по украинскому? И кого в избирательные списки включать – граждан России, которые проживают в Крыму сейчас или граждан Украины, которые проживали там по состоянию на 16 марта 2014 года (в том числе и тех, кто выехал на материк)?
Если это будет российский референдум, то согласие Украины, ЕС и США на его проведение и признание его результатов будет означать, что они признают Крым российской территорией, на которой действуют легитимная российская власть и российские законы. Значит, Россия его не захватывала и владеет им законно – и санкции в отношении РФ не имеют места.
Если референдум будет проводиться по украинскому законодательству, то сложно представить процесс реализации референдума, где не функционируют органы украинской власти и не действуют украинские законы. А «смешанных» референдумов, которые проводятся на спорной территории двумя странами по гибридным законам, ни мировая история, ни международное право не знает. Это правовой нонсенс – референдум может быть проведен государством только на своей территории, по своим законам, и среди своих граждан. Однако, из сложившейся ситуации можно найти выход, разработав законопроект по международным стандартам и используя обширную практику проведения плебисцитов, регулирующий порядок проведения референдума, применительно к статусу Крыма. Главное, зафиксировать факт волеизъявления народа проживающего на отделившейся территории, что является главным показателем легитимности решения.
Еще Шекспир сказал, что значительно легче выдвинуть идею, чем её реализовать на практике. Во всяком случае, идея задает правильный вектор, от которого нужно вести отсчет. Вовсе не обязательно, что реализация идеи желательна, и в жизни не всегда бывает так, что та или иная идея реализуется. Из всего вышесказанного следует, что либералистическая идея «повторного референдума» остается в теории, т.к. на практике не осуществима.
Библиографический список:
1. Д.В.ГРУШКИН. Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи. С. 3
2. Scotland to hold independence poll in 2014 – Salmond, BBC (10 January 2012). http://www.bbc.co.uk/news/uk-scotland-16478121
3. Референдум о независимости Шотландии пройдет 18 сентября 2014 года | РИА Новости http://ria.ru/world/20130321/928415690.html#13638796979851&message=ready&relto=comments
4. ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ О РЕФЕРЕНДУМЕ ПО ВОПРОСУ НЕЗАВИСИМОСТИ ШОТЛАНДИИ. Euronews (11 сентября 2014). http://ru.euronews.com/2014/09/11/everything-you-need-to-know-about-the-scottish-independence-referendum/
5. Шотландия пообещала поддержать антироссийские санкции. Lenta.ru (11 сентября 2014) http://lenta.ru/news/2014/09/11/scotland/
6. Scottish referendum: Scotland votes no to independence (19 September 2014). http://www.bbc.com/news/uk-scotland-29270441
7. Scotland's Future: Draft Referendum (Scotland) Bill Consultation Paper
8. Парламент Крыма принял постановление «О проведении общекрымского референдума». http://crimea.gov.ru/news/06_03_2014_1
9. Севастополь поддержал идею общекрымского референдума | Крымское информационное агентство http://www.kianews.com.ua/news/sevastopol-podderzhal-ideyu-obshchekrymskogo-referenduma
Второй референдум требуют для того, чтобы подтверждать осознанный выбор Крымского народа. Но последние события в Донецке и Луганске подтверждают, что российский этнос, проживающие на бывших территориях Украины не желают заключать новый общественный договор с "так называемыми" властями Украинской Республики. Как жители Крыма, так и населения Донецка и Луганска после политического переворота возвращались в естественное состояние, и у них появляется право заключить новый общественный договор.