Право на досрочную пенсию педагогических работников: некоторые проблемы правоприменения

Ганница Алина Александровна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: заведующий кафедрой трудового права Омской юридической академии, к.ю.н., доцент Н.А. Соколова 

Работнику, заслуженно желающему получить пенсию досрочно, приходится немало потрудиться. Как правило, он вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания является весьма трудоемким.

Обратившись за назначением досрочной трудовой пенсии, учителя-дефектологи и логопеды, работающие в системе здравоохранения, получают отказ. Хотя имеют все необходимые документы, и стаж. А дело в том, что Пенсионный фонд исключает из общего стажа какой-то период трудовой деятельности по причине «отсутствия» в списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

С января 1996 года педагогическим работникам предоставлена возможность одновременного получения пенсии и продолжения работы по специальности. Однако, предоставляя, с одной стороны, столь существенную льготу, законодатель, с другой стороны, начиная с 1999 года, устанавливает все новые и новые ограничения, препятствующие возможности получать такую пенсию. Так, постоянно вносились изменения в перечни должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также в Правила исчисления периодов указанной работы.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеется наименование должности «логопед» и должности «учитель-дефектолог», а также наименование организации «дом ребенка». Но в п.7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» есть оговорка, что работа в учреждениях здравоохранения, в том числе и в Доме ребенка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.
Значит учитель-дефектолог, работающий в системе образования (детский дом, детский сад, коррекционные школы) имеет право на досрочную пенсию, а учитель-дефектолог, работающий в системе здравоохранения (дом ребенка, поликлиники) - нет. То есть существует ведомственная подчиненность: органы управления образованием или органы управления здравоохранения.
Мною была рассмотрена документация Специализированного дома ребенка и документация Коррекционного детского дома. В частности, предлагаю ознакомиться с некоторыми должностными обязанностями учителей-дефектологов данных учреждений.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ


Учитель-дефектолог Дома ребенка

Учитель-дефектолог Детского дома

  1. Проведение индивидуальных занятий;
  2. Проведение подгрупповых и групповых занятий;
  3. Участие в утренниках, развлечениях;
  4. Ведение документации (тематическое, календарное, поурочное планирование);

 

  1. Проведение индивидуальных занятий;
  2. Проведение подгрупповых и групповых занятий;
  3. Участие в утренниках, развлечениях;
  4. Ведение документации (тематическое, календарное, поурочное планирование);

 

Я считаю, что это несправедливо. Две одинаковые должности, с одинаковыми трудовыми обязанностями, но право выхода на досрочную пенсию имеют только работники, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях, подчиняющихся органам управления образования.
Рассмотренная судебная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны. К примеру, определение, вынесенное Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2010 г.  В данном решении Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривала дело в порядке надзора, где истец обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о досрочном назначении пенсии.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ранее принятые по этому делу решения отменила. Приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении отказала.
Изучая это решение можно сделать вывод о том, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации опирается только на Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В них указано, что периоды осуществления трудовой деятельности в учреждениях здравоохранения, указанные в Списке, куда входит и дом ребенка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя. А значит, досрочная пенсия истице не положена лишь потому, что она не работала в «нужном» учреждении.

3.25
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.3 (4 голосов)

Алина Александровна,добрый день!Очень хороший доклад!Не думаете ли Вы,что данный вопрос может быть предметом рассмотрения КсРФ!?К настоящему времени подобных обращений еще не было.Зная,что данная ситуация связана с Вами непосредственно,не собираетесь ли Вы обратиться в КсРФ за разрешение данной проблемы?Спасибо.

Добрый день, Мария Валерьевна. Спасибо Вам за вопрос. Действительно, мы думаем об обращении в КсРФ с данной проблемой, так как считаем, что нормы, рассмотренные в докладе, нарушают положения Международных договоров, Конституции РФ. Также, ВС РФ уже высказывал свою позицию по аналогичным делам, к сожалению, не в пользу истца, ссылаясь на пункты, которые я обозначила в своем докладе. Поэтому целесообразно будет обратиться в КсРФ.

Спасибо за интересную статью! Почему, на твой взгляд, льгота, предоставленная учителю-дефектологу зависит от ведомственной подчиненности?

Спасибо за вопрос! Я думаю, что это юридическая ошибка законодателя, так как других объяснений такого разграничения просто нет.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".