Педагогическая диагностика образовательных достижений младших школьников в процессе изучения иностранного языка

Гаранина Ольга Александровна,
Омский государственный педагогический университет, г. Омск

 

Педагогическая диагностика определяется как совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса [5, с. 190]. Диагностирование образовательных достижений учеников позволяет совершенствовать процесс обучения, а значит и процесс обучения иностранным языкам. Образовательные достижения в изучении иностранных языков зависят от того, насколько методы и приемы педагогической диагностики продуманны и эффективны. С новыми образовательными  стандартами изменилась и характеристика контроля. Теперь этот компонент диагностики представляет собой  комплексную  оценку  как учебных, так  и  внеучебных  достижений  учащихся. Для того чтобы дать оценку достижениям учащихся, используются различные стандартные и  нестандартные  методы –  устные, письменные, индивидуальные, групповые, методы оценки учеником себя и других. Ранее оценивание и контроль осуществлял только педагог, теперь же компоненты диагностирования определенных образовательных достижений формируются и у школьников.При  диагностировании следует учесть психологические особенности младших школьников. Обычно в таком возрасте ребенок не способен к объективной оценке себя и своих результатов, у него недостаточно развит  самоконтроль. Диагностика образовательных достижений должна быть определена характером ранее изученного материала, его объемом, а также уровнем общего развития обучающегося. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» сформированы согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [4].

Приведенные результаты соотносятся со следующими ведущими содержательными линиями и разделами учебного предмета «Иностранный язык»: 1) коммуникативные умения  в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомлённость; 4) общеучебные и специальные учебные умения [2]. Как известно, педагогическая наука располагает широким спектром форм контроля и оценивания (индивидуальная, фронтальная, устная, письменная, скрытая, открытая).  Такое разнообразие позволяет учителю проверять знания и умения на различных этапах обучения. Разнообразие форм контроля помогает выявлять уровень эффективности применяемых педагогом методов и приемов обучения.Как уже было сказано, на уроках иностранного языка могут осуществляться различные методы контроля. Например, методы устного контроля включают в себя беседы на иностранном языке, с использованием изучаемой лексики; рассказы ученика на тему, изучаемую на текущем уроке; чтение текста; объяснение прочитанного. Устный контроль на уроках иностранного языка может проводиться как в форме монологов, так и в диалогической форме либо полилога. Что касается двух последних указанных форм, то в данном случае для младших школьников будет приемлема ролевая игра.

Известно, что игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, но она не утрачивает свое значение и в младшем школьном возрасте. Обучающие возможности игры на иностранных языках отмечали, например, такие известные педагоги-психологи, как Л. В. Выготский и Д. Б. Эльконин [1, с. 107]. 

Письменный контроль поможет обеспечить более глубокую и всестороннюю проверку усвоения изученного материала, так как такой он требует от ученика продемонстрировать свои знания в комплексе. Контроль такого вида включает в себя, например, контрольную работу, эссе, личное письмо, сочинение. Дидактические тесты используются в основном для проверки лексико-грамматических знаний и умений. Преимущества тестов по сравнению со всеми другими возможными его формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их  достижения;  исключается  субъективность оценки  учителя;  результаты  тестирования  поддаются статистической  обработке [6, с. 123].

Сравнительно новым способом отслеживания, оценки и контроля образовательных достижений учеников является портфолио – «папка достижений» обучающегося как средство интеграции его успехов в учебной, трудовой, исследовательской, проектной и других видах деятельности [3, с.  173]. Портфолио младших школьников может состоять из  разнообразных детских работ, как формальных, так и творческих, которые были выполнены как на уроках иностранного языка, так и в ходе факультативов. Также портфолио может включать в себя систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. При формировании портфолио обучение каждого ученика поддерживается и развивается индивидуально.

Одним из интересных и эффективных способов диагностики образовательных достижений младших школьников является проектная деятельность. Проектная работа обычно включает в себя письменный и устный метод контроля. Она может быть выражена в разных формах: составление книжки-малышки, рисование открыток, подготовка проектов-комиксов, инсценировки, подготовка видеороликов учащимися и т.д.).

Таким образом, педагогическая диагностика в полной мере регулирует отношения ученика и учебной среды. Учащийся становится равноправным участником процесса обучения. Диагностика образовательных достижений требуется для того, чтобы поддерживать индивидуальную траекторию развития ученика. А для этого, как уже было замечено, имеется множество форм контроля результатов обучающихся. Кроме этого, диагностика образовательных достижений является своеобразным инструментом, который позволяет развивать учебную активность и формировать мотивацию к изучению иностранных языков.

  • Беляева Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка  в начальной школе. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. Вып. 3. С. 104-109.
  • Вьюгина Н. Обучение иностранному языку в начальной школе в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Просвещение. Иностранные языки: электрон.журн. 2012. N 5. URL http://iyazyki.ru/2012/05/studyinyaz-firstschool/ (дата обращения 19.05.2015).
  • Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 22.03.2010.
  • Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002.
  • Сычева М.В. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2006. Вып. 6. С. 123-127.
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (3 голосов)