Ответственность продавца при дистанционной продаже товаров

Садыйкова Гузель Ильгамовна,
Казанский федеральный университет, г.Казань
Научный руководитель: Опыхтина Елена Генриховна, доцент, к.н. (доцент), КФУ / Юридический факультет / Кафедра гражданского и предпринимательского права (основная)

Актуальность темы научной статьи объясняется тем, что дистанционный способ продажи товаров становится все более популярным среди потребителей. Это обусловлено удобным поиском необходимых товаров и их  широким ассортиментом, более низкими ценами, а также доставкой вне зависимости от географического положения покупателя.

Правовое регулирование дистанционного способа продажи товаров нашло отражение в параграфе 1,2 главы 30 Гражданского Кодекса РФ, в ФЗ «О защите прав потребителей»,  в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

Дистанционный способ продажи товаров является видом договора розничной купли-продажи. В качестве сторон данного договора выступают покупатель-гражданин, приобретающий или имеющий намерение приобрести товары исключительно для личных, семейных и домашних нужд и продавец – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Договор заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и радиоканалов или иными способами.

Основными источниками злоупотреблений правами потребителей при дистанционной продаже товаров  со стороны продавцов являются:

1) Право на информацию. Можно выделить некоторые критерии форм предоставления информации:

  • Достаточность объема информации о товаре.

В зарубежной практике имеется много случаев, когда потребители основывали свои исковые требования на критерии недостаточности предоставления информации о товаре. Самым известным является случай из судебной практики США, когда покупательница высушила кошку в  микроволновой печи, что естественно, привело к гибели животного, и, опираясь на недостаточность представленной информации в инструкции, взыскала с производителя несколько миллионов долларов компенсации за моральный вред

  • Своевременность представления информации о товаре.

До заключения договора потребителю должна  быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара; об адресе (месте нахождения) продавца, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя); о месте изготовления товара;          о цене и об условиях приобретения товара, об его доставке и порядке оплаты; о гарантийном сроке, сроке службы и годности, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара до потребителя должна быть доведена информация,  предусмотренная статьей 10  Федерального Закона «О защите прав потребителей», а также в письменной форме должны быть представлены сведения о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю информацию о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров и о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток.

При нарушении данных норм покупатель вправе: во-первых, согласно ч.3 ст.495 ГК РФ отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи товаров; во-вторых, согласно ч.4 ст. 495 ГК РФ продавец будет нести ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием информации; в-третьих, согласно пункту 21 Постановления Пленума № срок возможного отказа покупателя от товара увеличивается с  7 дней до 3 месяцев.

  • Предоставление информации на русском языке.
  • Предоставление в доступной и наглядной форме.

Мною была рассмотрена судебная практика, так Люблинским районным судом г. Москвы рассматривалось дело № АП-11-126\2012, где покупателем предъявлялось исковое требование к ООО «Директ ТВ». Истцом в было приобретено золотое кольцо, однако, оно не соответствовало представленной в телевизионной рекламе информации: величина кристалла была меньшего размера, другого дизайна обрамление. Денежные средства, уплаченные за кольцо, были возвращены лишь после подачи иска в суд. Суд, сославшись на статьи 10, 12, 26.1, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» пришел к решению взыскать с продавца в пользу истца расходы на юридические услуги, компенсацию морального вреда, а  в пользу городского бюджета взыскать штраф и городскую пошлину

2) Право на получение товара надлежащего качества.

Согласно статье 469 Гражданского Кодекса РФ  и «Правилам продажи дистанционным способом» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору  и информации, представленной покупателю при заключении договора, а при отсутствии такого условия пригодный для целей использования аналогичных товаров.

В случае передачи потребителю товара ненадлежащего качества, он имеет право потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление; 2)соразмерного уменьшения покупной цены; 3) замены на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; 4) расторжения договора и возврата денежных средств, уплаченный за товар. Данные требования могут быть предъявлены, если обнаруженные в товаре недостатки не были оговорены продавцом.

В ходе рассмотрения данного аспекта проблемы, я обратилась к судебной практике, в частности, к решению  Чкаловского районного суда  г. Екатеринбурга по Делу № 2-1482/2013 от 19 апреля 2013 года. В этом случае покупатель приобрел ноутбук дистанционным способом, а недостатки товара заметил лишь после подписания акта приемки товара. Поскольку ноутбук является технически сложным товаром, то в отношении него действуют специальные правила: во-первых, установлен 15 дневный срок для обнаружения недостатков; во-вторых, по истечении данного срока требования покупателя также подлежат удовлетворению при обнаружении существенных недостатков товара. В данном случае, был выявлен недостаток товара, который по своему характеру приводит к невозможности использования данного товара по его целевому назначению, потому суд удовлетворил исковые требования о возврате уплаченной суммы, взыскании неустойки, морального вреда и штрафа.

3) Нарушение других условий договора (о количестве, ассортименте, комплектности, тары, упаковки товара).

На практике возникает множество споров в сфере защиты прав потребителей связанных с нарушением продавцом условий о количестве товара. Так,  не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров. В письме Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом" отмечается, что на практике очень часто, особенно при использовании почтовой связи, покупатель после оплаты наложенного платежа обнаруживает в посылке товары, часть которых им не была заказана. В данном случае устанавливается 20 дневный срок для извещения продавца (п.27), при отсутствии гарантийных сроков и сроков годности  право предъявить требования к продавцу в разумный срок, но в пределах 2 лет.

4) Нарушение сроков и условий доставки товара.

При отсутствии в договоре сроков доставки товара, товар должен быть доставлен по истечении разумного срока, а при дальнейшем невыполнении обязательства по исполнению в течении 7 дней.

Также хотелось бы отметить, что не всегда споры в сфере защиты прав потребителей разрешаются лишь применением к продавцу мер гражданско-правовой ответственности. При злостном нарушении прав потребителей на продавца может быть наложена административная ответственность по составам, предусмотренным статьями 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ и др. В некоторых случаях недобросовестных продавцов привлекают к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ: например, при создании фиктивных интернет-магазинов. Однако на практике привлечь данных лиц к уголовной ответственности является затруднительным, что связано с проблемой идентификации продавцов, невозможностью предъявления претензии в службу поддержки магазина, маскировкой обмана под «маркетинговые» акции.

Можно сделать вывод, что под ответственностью продавца по договору дистанционной розничной купли-продажи мы понимаем  юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом предусмотренных обязательств, влекущих нарушение субъективных гражданских прав покупателя. Особенностью является то, что отношения между продавцом и покупателем регулируются не только Гражданским Кодексом РФ,  но и законодательством о защите прав потребителей и специальным законодательством о продаже товаров дистанционным способом. Покупатель в таких отношениях выступает в качестве «слабой» стороны и находится в более защищенном положении.  Правовые последствия ответственности для продавца выражаются в следующих аспектах: во-первых, специальные права требования потребителя; во-вторых, корреспондирующие обязанности продавца; в-третьих, специальные сроки; в-четвертых, материальные взыскания не только в пользу покупателя, но и в пользу казны (штраф).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015).-М: Проспект,  2015.
  2. Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом"  [Электронный ресурс] //Consultant.ru:информ.-справочный портал. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71775/
  3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" [Электронный ресурс] //Consultant.ru:информ.-справочный портал. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71418/
  4. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 05.05.2014).-М, Эксмо, 2015

Материалы судебной практики:

  1. Архив Люблинского районного суда г. Москвы, дело № АП-11-126\2012 от  27.06.2012
  2. Архив  Чкаловского районного суда  г. Екатеринбурга, дело  № 2-1482/2013 от 19.04. 2013
3.75
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3.8 (4 голосов)