Улихина Анастасия Сергеевна
Тюменский государственный университет, Институт государства и права
Научный руководитель: заведующий кафедрой трудового права и предпринимательства ИГиП ТюмГУ, к.ю.н., доцент Л.В. Зайцева
Согласно законодательству РФ лица, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность за свой счет (самозанятые), по общему правилу не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСВНМ), и не признаются застрахованными. Обязанностей страхователей в отношении себя лично у них не возникает[1], следовательно, они имеют право не уплачивать за себя страховые взносы в Фонд социального страхования (далее – ФСС)[2]. В этом случае они не вправе рассчитывать на получение страхового обеспечения по ОСВНМ.
Федеральные законы предоставляют возможность данным лицам добровольно вступить в правоотношения по ОСВНМ.
К категории лиц, которые вправе добровольно вступить в правоотношения по ОСВНМ относятся: адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.
Указанные лица, если они вступили в такие добровольные отношения, становятся страхователями, осуществляя при этом соответствующие права и обязанности. Выплата пособий самозанятым лицам производится территориальным отделением ФСС РФ.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по ОСВНМ, уплачивают страховые взносы в ФСС в форме фиксированного платежа[3]. Чтобы иметь возможность в 2014 г. получать пособия, они должны в 2013 г. уплатить в ФСС РФ взносы в сумме 1811 руб. 34 коп. (из расчета 2,9% страхового тарифа от суммы минимальной заработной платы, установленной в РФ на начало соответствующего финансового года, увеличенной в 12 раз).
Вне зависимости от того, когда именно в течение года лицо вступило в правоотношения по обязательному социальному страхованию по нетрудоспособности и материнству, страховые взносы в бюджет ФСС необходимо уплатить за весь год. Ни Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ), ни Правила уплаты страховых взносов не содержат норм, которые бы предусматривали исчисление взносов с учетом периода, в течение которого лицо фактически состояло в отношениях по данному виду страхования.
В случае же неуплаты в срок до 31 декабря, отношения между ФСС и самозанятыми гражданами прекращаются. При этом важное значение имеет тот факт, что правоотношения заканчиваются как в случае полного отсутствия уплаты за год, так и в случае недоплаты любой степени. Формально, даже если самозанятое лицо не доплатило всего 1 рубль от положенной суммы, ФСС имеет право прекратить отношения с ним[4].В случае частичной уплаты страховых взносов на цели ОСВНМ, и последующем прекращении правоотношений с ФСС, сумма, перечисленная в бюджет ФСС, подлежит возврату.[5]
Хотелось бы отметить, что часть 6 статьи 4.5 Закона №255-ФЗ, наделившая застрахованное лицо правом претендовать на получение страхового обеспечения лишь в следующем году после добровольного вступления в правоотношения по социальному обеспечению и уплаты взносов, ухудшает положение самозанятых граждан по сравнению с другими застрахованными лицами. У граждан, работающих по трудовому договору, и даже, в отдельных случаях, официальных безработных, право на минимальный размер пособия возникает даже при страховом стаже менее шести месяцев.[6]
Нормы, устанавливающие порядок исчисления этих пособий исходя из минимального размера оплаты труда, действуют с 2010 г. и неоднократно становились предметом судебного рассмотрения.
По одному из дел истица требовала признать недействующим п. 3 Положения о порядке предоставления пособий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, ссылаясь на то, что данный пункт в указанной части противоречит п. 4 ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», гарантирующего каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ. Заявитель считала, что действующая редакция оспоренной нормы нарушает ее право как адвоката на социальное обеспечение, поскольку в случае болезни ей исчисляется пособие по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда, а не из ее личного дохода, как это было до 1 января 2010 г. Проверив материалы дела, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ пришла к выводу, что правило о том, что средний заработок для исчисления пособия лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая не изменяет и не искажает положения п. 4 ст. 3 Закона №63-ФЗ, гарантирующего каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.[7]
Принимая решения, связанные с жалобами на нарушение конституционного права граждан на социальное обеспечение многие суды РФ, в том числе Конституционный Суд, исходят из принципа всеобщности этого права и ответственности государства за его соблюдение и защиту. Однако, при добровольном страховании выявляется тот факт, что участие самозанятых лиц в данных правоотношениях не является первостепенной потребностью и, соответственно, добровольное страхование является менее надежной, чем обязательное, гарантией их конституционного права на социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности или материнства.
В настоящее время сохраняется проблема обеспечения обязательной защиты доходов самозанятых работников. В целом уровень материального достатка большинства самозанятого населения не настолько высок, чтобы оно могло взять на себя риск более или менее продолжительной болезни или материнства. Самозанятые лица должны самостоятельно позаботиться об уплате взносов в ФСС, чтобы в случае наступления нетрудоспособности или материнства рассчитывать на материальную поддержку, пусть и в минимальном размере, со стороны государства.
Социальное обеспечение, которое может быть предоставлено самозанятым гражданам в случае утраты трудоспособности или наступления материнства, рассматривается в международных актах как составная часть права на социальное обеспечение – основное и неотъемлемое право человека. Кроме того, основываясь на ст.39 Конституции РФ и ст. 1 Закона «Об основах обязательного социального страхования», обязательное социальное страхование должно распространяться на всех работающих граждан, а не только на тех, кто работает по трудовому договору.
[1] Ч. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2007. №1 (1 ч.). Ст. 18.
[2] Ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 2009. №30. Ст. 3738.
[3] Ч. 2 и 3 ст. 4.5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[4] Макалкин И.А. Новые страховые взносы // Экономико-правовой бюллетень. 2010. №4.
[5] П.7 и 8 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790.
[6] Ч.6 ст.7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[7] Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2012 №АПЛ12-62 // СПС «Консультант Плюс» (дата доступа 9.01.2014).
Полностью с Вами согласна!
Анастасия Сергеевна, видится ли Вам перспективным введение механизма, при котором самозанятые граждане будут иметь возможность уплачивать дополнительные страховые взносы и соответственно получать пособия не из расчета МРОТ, а в большем размере?