Отдельные виды оснований прекращения права собственности на земельный участок.

Поспелова Евгения Сергеевна,
г. Омск, ЧОУ ВПО «ОмЮА»

Конституция провозгласила в качестве высшей ценности все права и свободы человека, а так же обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите (статья 2 Конституции Российской Федерации)[1]. Согласно части  3 ст. 35 Конституции Российской Федерации[2] никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Действительно, одним из принципов гражданского права является неприкосновенность собственности (ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, далее ГК РФ)[3]. Безусловно, в демократическом государстве должны быть установлены границы пользования правами и свободами.  Отсутствие таковых мер, закрепленных в отдельных нормативных правовых актах, влекло бы к принижению прав и законных интересов других лиц. Ввиду этого Конституция РФ в области ограничения  свободы оборота земельных участков   закрепляет два основных ограничения: во-первых, недопустимость нанесения ущерба окружающей среде, во-вторых, недопустимость нарушения прав и законных интересов других лиц. Данный перечень исчерпывающий.

Стоить отметить, что наиболее жестким ограничением является принудительное прекращение права собственности на земельные участки. 

Земельный участок может быть изъят у собственника в случае не использования его по целевому назначению в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом (согласно статье 284 ГК РФ)[4]. Кроме того, участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (согласно статье 285 ГК РФ)[5].

Изъятие земельного участка - крайняя мера земельно - правовой ответственности, которая весьма неоднозначно регулируется нормами земельного и гражданского законодательства. Статья 286 ГК РФ в части регулирования порядка изъятия земельного участка  по основаниям статей 284 и 285 ГК РФ дает прямую отсылку к земельному законодательству, которое должно определять орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по указанным основаниям, а так же порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственника земельного участка о допущенных нарушениях. Непосредственно ГК РФ не содержит данного порядка относительно собственников земельного участка. Обратимся к земельному законодательству. Равным образом Земельный кодекс (далее ЗК РФ) в статье 44 корреспондирует осуществлять процедуру принудительного прекращения права собственности в соответствии с гражданским законодательством. Ключевым в двусмысленной связи законодательств является наличие именно права собственности у лица, в отношении которого применяется процедура изъятия, а не какого-либо иного вещного права. Данный нюанс, по сути, оставляет неопределенным вопрос реализации установленных требований касательно процедуры изъятия земельного участка. Так, статья 54 ЗК РФ указывает на землепользователей и землевладельцев и ни слова о собственниках, на которых, по логике, санкция не направлена. Встает вопрос о применение по аналогии статьи 54 ЗК РФ? Возможно ли это? Решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещено законом или закон связывает наступление юридических последствий с конкретными нормами (таких норм относительно рассматриваемого аспекта нет). Из иных норм ЗК РФ вероятность расширительного толкования ст. 54 так же не следует. Более того, применение аналогии противоречит статьи 35 Конституции РФ, указанной выше. Стало быть, единственно верным решением будет или признать процедуры изъятия земельного участка у лиц собственников и лиц не собственников идентичными либо добавить статью в ЗК РФ предусматривающей принудительное прекращение прав собственников на землю. На  данный момент применение законодательных норм, касающихся принудительного прекращения права собственности на земельный участок, представляется затруднительным, поэтому данные положение скорее носят декларативный характер и не имеют слаженного механизма осуществления.

Однако, даже урегулировав процедуру изъятия у правонарушителя (как являющегося собственником, так и не являющегося таковым) земельного участка означает окончание  земельно-правовой ответственности. Но ведь изъятие прекращает только лишь противоправное воздействие на земельный участок, а обязанность по восстановлению первоначального состояния или возмещения расходов на такое восстановление не предусмотрена вообще.  Поэтому если существует такой вид ответственности как земельная, то непременно и подход к земле, который объясняется наличием особенностей у данного объекта, не предоставляет возможность создать условия для соблюдения правового режима, применяя общие виды ответственности.   


[1] Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/konstitucia/2/

[2] Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/konstitucia/35/

[3] Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_1.html#p50

[4] Электронный ресурс:  http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_42.html#p3256

[5] Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_42.html#p3264

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)