Ашенова Риза,
Омской юридической академии, г. Омск
Научный руководитель:преподаватель кафедры теории и истории ОмЮА, к.ю.н. Ашенова Т. М.
Одной из важных и первостепенных задач государства в социальной сфере, от развития которой зависит политическое, экономическое, культурное устройство государства, является организация системы образования. Ведь образованию присуща весьма высокая социальная ценность для формирования и развития человека, общества и государства.
По данным ЮНИТИ[1], в пятерку наиболее популярных специальностей среди абитуриентов вузов в 2010 году входят юриспруденция, экономика и управление, международные отношения, менеджмент, экономика. Практика показывает, что на сегодняшний день в России одной из наиболее восстребованных специальностей среди абитуриентов остается профессия юриста.
В связи с увеличением выпускников юридических вузов, современный рынок труда выдвигает новые требования к молодым специалистам-юристам. На конкурентспобность среди них влияют такие качества, как общительность, умение выходить из стрессовых ситуаций, аналитическое мышление, быстрое освоение новой информации т.д. Однако все же основным фактором, влияющим на трудоустройство, является качество образования. Еще в 1970-е годы С.С. Алексеев обосновал три основных принципа, которые положены в основу юридической подготовки: непрерывность и нарастание сложности обучения; сочетание общего и специализированного в обучении; сочетание в обучении теоретических и прикладных начал[2]. Эти принципы востребованы и сегодня, несмотря на то, что в последние десятилетия изменились не только векторы общественного развития, но и суть концепции развития современного отечественного образования, которая нашла свое воплощение в изменении принципов государственной образовательной политики, основ управления и правового регулирования системы образования[3]. Одно остается неизменным: от уровня и качества образования зависит и качество профессионализма. Так, на современном этапе мы наблюдаем высокий рост количества учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, что вызвало переизбыток юристов на рынке труда. Согласно данным, которыми располагает Ассоциация юристов России, подготовку юристов осуществляют 499 вузов (из них 264-государственных и 235-негосударственных). Государственные вузы в свою очередь имеют 278 филиалов, а негосударственные – 434[4].
Таким образом, одной из актуальных проблем современного российского юридического образования становится проблема повышения качества юридического образования, как и в образования в целом.
Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает определяет, что: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[5]. Из этого следует, что высшей оценкой качества образования является результат – то, какими юристами выходят выпускники юридических специальностей.
По верному замечанию С. Д. Ильенковой, качество образования – это восстребованность полученных знаний в конкретных условиях и применение их для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Автор считает, что качество образования состоит из двух составляющих: качество преподавания и качество учения[6].
Анализ литературы, наблюдения из практики позволяют обозначить ряд проблем, связанных с качеством образования в целом, и юридическим – в частности. Обозначим некоторые из них.
В связи с принятием Болонской конвенции и перехода на двухровневую систему образования, обучение юридической специальности длится всего 4 года, а не как при специалитете непрерывный пятигодичный срок. Четырехгодичный срок недостаточен для получения студентами профессионально пригодных знаний.
Особое внимание должно уделяться воспитанию в рамках юридического образования, которое влияет на формирование сознания будущих юристов. Воспитание должно непрерывно осуществляться с образовательным процессом. К сожалению, образовательный стандарт не регулирует вопросы воспитания, а скорее является стандартом обучения.
Еще одной проблемой не только юридического, но и всего образования является коррупция. Образование входит в тройку сфер, которые наиболее подвержены коррупции. Зачастую у многих студентов отсутствует мотивация к учебе. Им легче «купить экзамен», чем сдавать самостоятельно. Будущий выпускник, независимо от того, в какой сфере он будет работать, должен иметь необходимую теоретическую базу знаний, которую он накапливает в учебном процессе.
Разрешение данной проблемы мы считаем необходимым начать с повышения качество юридического образования. Для этого нужно, во-первых, при обучении не только увеличивать объем новых знаний, но и уделять внимание на развитие у студента личностных качеств и способностей, которые помогут молодым специалистам адаптироваться на рынке труда. Для этого надо в юридических программах увеличить блок дисциплин, направленных на развитие таких качеств, как юридическое мышление, юридическая логика, навыки научного анализа, юридическая этика.
Во-вторых, огромная роль должна уделяться самообразованию. Ведь недостаточно лекционных и практических часов для более углубленного предмета, накопления фактического материала в той области, в которой специализируется юрист.
В-третьих, обучение должно быть более практикоориентированным, что позволяет значительно повысить эффективность обучения. У большинство молодых специалистов отсутствуют практические навыки применения полученных знаний.
Разумеется, что дальнейшее развитие и совершенствование юридического образования сказанным не исчерпываются. При его реформировании должно быть использовано все то положительное, что выработано человечеством в системе подготовки юридических кадров Необходимо также учитывать конструктивные и объективные идеи, накопленные в арсенале отечественной юриспруденции.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». // СПС «Консультант плюс»
- Ашенова, Т. М. Образовательное право в понимании отечественных юристов // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 1
- М.Ю. Осипов. О современном состоянии высшего юридического образования и путях его улучшения // Право и образование. 2014. №3.
- Алексеев С.С.Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. лит., 1976.
[1] ЮНИТИ – кадровое агентство
[2] Алексеев С.С.Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. лит., 1976. С.73
[3] Ашенова, Т. М. Образовательное право в понимании отечественных юристов // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 1 (40). С. 53
[4] Ящук Т.Ф. Основные этапы развития российского юридического образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №3
[5] ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». // СПС «Консультант плюс»
[6] М.Ю. Осипов. О современном состоянии высшего юридического образования и путях его улучшения // Право и образование. 2014. №3. С.40
Это все хорошо, однако правовой массив растет не по дням, а по часам. Тут сложно добавить в учебное время теоретико-общеразвивающие дисциплины дополнительно.