Поспелова Евгения Сергеевна
ОмЮА, г.Омск
Научный руководитель: Рогозина Татьяна Ильинична, кафедра философии и психологии, доцент к.пс.н.
В возрастной психологии выделяется кризис 17 лет. Данный возраст является пограничным двух этапов юношеского возраста – ранней юности (14-17 лет) и поздней юности (17-23 года). [1]. На наш взгляд, крайне интересно было бы выявить особенности перехода от первого этапа ко второму. Для этого с целью сравнительного анализа были опрошены школьники 10 и 11 классов и студенты 1 курса очной формы обучения, направления подготовки «Юриспруденция».
Айн Рэнд в одном из своих трудов отмечает важность следующего вопроса: «Ценность предполагает ответ на вопрос: ценность для кого и для чего?». [2]. Действительно, потребовался достаточно длительный период времени, чтобы ученые пришли к выводу о субъективной природе ценностей. Так Т. Гоббс в эпоху Просвещения впервые ставит вопрос об относительности ценностей.[3] Безусловно, единого представления о сущности данного понятия нет и сейчас. Однако, следующая формулировка, представляется, на наш взгляд, наиболее универсальной: ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [4]. Стоит отметить особенности рассматриваемого нами возрастного периода. Прежде всего, психологической базой юношеского возраста является, процесс самоопределения – т.е принятие себя и своих возможностей наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Ядро процесса самоопределения – выбор будущей сферы деятельности. В сущности, юность есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной (усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе). [5]
Динамика и особенности системы ценностных ориентаций юношеского возраста.
Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап исследования был реализован на базе БОУ «СОШ № 54». В исследовании участвовали 40 школьников 10 и 11 классов в возрасте 15-17 лет. Второй этап исследования был реализован на базе Омской юридической академии среди 36 студентов 1 курса очной формы обучения, направления подготовки «Юриспруденция» в возрасте 17-19 лет. Для изучения особенностей ценностного самоопределения в юношеском возрасте была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. М. Рокич различал два класса ценностей: терминальные – это ценности-цели, т.е. то, к чему человек стремится; инструментальные – это ценности-средства, т.е. предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. В основе методики – принцип ранжирования списка ценностей. Респонденту предъявляются два списка ценностей. Опрашиваемый должен присвоить каждой ценности номер в порядке значимости для себя. Данные из каждой анкеты были занесены в общую таблицу. Затем было рассчитано среднее арифметическое всех выбранных номеров ценностей и проранжированы по местам.
Проанализировав систему ценностных ориентаций у обучающихся 10 и 11 классов, были получены следующие результаты: обучающиеся 10 классов ранжировали исключительно абстрактные ценности (образные, интуитивные жизненные идеалы) как на первые, так и на последние места. Большинство опрашиваемых из 11 классов определяют для первых позиций уже конкретные ценности (четкие, определенные жизненные ориентиры). В данном случае можно сделать вывод о поэтапном переходе от частичного становления устойчивого самосознания к формированию стабильного образа «Я». У юношей 11 классов наблюдается явный перевес в пользу индивидуалистических ценностей (ценности, подчеркивающие индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и принцип «полагаться на самого себя»). Девушки же выделили конформистские ценности на передний план ("общепринятые", стереотипные, трафаретные ценности). Приоритет ценностей личной жизни в 11 классах сохраняется только у девушек, юноши же ранжируют ценности профессиональной самореализации на первые места. Следовательно, процесс формирования ценностных ориентаций наиболее заметен у юношей, чем у девушек. Юноши быстрее перешли к ценностям профессиональной самореализации, индивидуалистическим ценностям. Девушки же выбрали для себя конформные ценностные ориентиры. Ориентация на конформные ценности - является направленность на престижность профессий, на идеи быстрой карьеры и стремительного успеха. Если рассматривать профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности, то это стремление к элитарности, идея авантюризма [6]. Так не подвержены же этим самым конформистским традициям в большей мере девушки в период самоопределения, чем юноши?
У старшеклассников совершенно не связанны между собой терминальные и инструментальные ценности, а из этого можно сделать вывод, что они ставят перед собой цели, но не умеют выбирать средства их достижения.
Далее была рассмотрена система ценностных ориентаций у студентов. Деление по половому признаку сохранилось. Студенты I курса были поделены на две большие группы. Основная причина деления - наличие дисциплины на лекциях и семинарских занятиях. На родительском собрании, которое проводилось в октябре прошлого года, преподавателями отмечалась большая приверженность требованиям внутреннего распорядка ВУЗа у студентов первых групп (112-юб, 122-ю) и наличие проблем с дисциплиной у студентов последних групп (142-ю,152-ю).
Сравнивая девушек первых (112-юб, 122-ю) и последних(142-ю,152-ю) групп, были замечены следующие особенности: у девушек первых групп на первые места выделены ценности профессиональной самореализации. Девушки последних групп при ранжировании ценности личной жизни определяют на первые позиции, однако понимают и значимость образования. У девушек обеих групп ценности-общения имеют явный приоритет над иными
Сравнивая юношей первых (112-юб, 122-ю) и последних(142-ю,152-ю) групп, были замечены следующие особенности: юноши первых групп выделились склонностью к ценностям самоутверждения, индивидуалистическим ценностям. Эти выводы подтверждаются характерным уровнем конкуренции для представленных групп. У юношей первых групп (особенно 112-юб) замечен крайне высокий уровень конкуренции, нежели у юношей последних групп. Однако ценности принятия других в определенной степени выражены заметнее у юношей 142-ю,152-ю групп. Эти выводы так же подтверждаются наиболее быстрым процессом адаптации и сплоченностью группы (особенно 152-ю). У юношей обоих групп ценности – общения выделяются явно из всех. Альтруисческие ценности сведены к минимуму.
Рассмотрев общие результаты, полученные путем обработки результатов тестов студентов первых и последних групп, было замечено исключительное первенство ценности-общения. Приоритет данной ценности над другими объясняется тем, что юноша осознает себя в качестве частицы социальной общности. Ценность «счастье других» занимает одно из последних мест. Действительно, в период взросления «притупляется» ценность альтруизма (безвозмездной помощи, заботы о других), т. к личность сосредоточена на познании себя и своего внутреннего мира.
Следует так же сказать, что самоопределение как личное, так и профессиональное разнообразные мотивационные тенденции, упорядочило и привело в систему соподчинения (т.к терминальные ценности у студентов соответствуют инструментальным в большинстве анкет).
Как показано в исследовании, личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Было отмечено, что работа с методикой «Ценностных ориентаций» активизировала внутреннюю духовную и мыслительную деятельность старшеклассников и студентов, позволила задуматься над смыслом жизни, над своей направленностью.
Список литературы
- Сорокоумова Е.А Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер,2011.-208 с.
- Рэнд А. Концепция эгоизма./Перевод: М. Словина, А.Лебедев, под общей редакцией Д. Костыгина. – СПб: «Макет», 1995. — 128 с.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
- Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 176 с.
- Хухлаева О.В Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
На наш взгляд, сама работа дает больше материала для выводов, чем те, которые представлены. Особенно это касается результатов сравнительного анализа ценностных ориентиров школьников и студентов.
Тема интересная, но подход к ее исследованию старый. Методика Рокича – это уже прошлый век, она не позволяет дать представления о реальной ситуации в области ценностных ориентаций, так как построена на противоречии между материальными и духовными ценностями. Кроме того, она не направлена на личность, она направлена на коллектив. Представьте себе картину: учитель диагностирует учащихся и затем делает вывод о пагубности их ценностных ориентаций, оказывается они слишком материальны! Вопрос: сам учитель совсем безразличен к материальным ценностям? Наверное, нет. Предлагаю следующее, изменить подход к диагностике и принять за основу только индивидуализированные диагностические методики.