Фаркова Анастасия Сергеевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
В 1994 году Совет Европы предложил следующее определение коррупции: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение в отношении лиц, которым поручено выполнение определенных задач в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению их обязанностей, возложенных на них вследствие их статуса государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя или других»
В ноябре 2012 года Глава Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин заявил, что ежегодно из бюджетных средств, выделенных на государственные закупки, похищается 1 трл. рублей. Это 14-я часть консолидированного бюджета страны, подчеркнул Степашин и оценил ситуацию как критическую
Относительно источника коррупционных рисков можно выделить два вида коррупции, затрагивающей сферы государственных закупок: политическую или высокоуровневую и административную или бюрократическую. Политическая коррупция возникает в процессе планирования бюджета, когда принимаются политические решения, когда разрабатываются перспективные планы и программы. Административная коррупция проявляется во время исполнения бюджета, то есть непосредственно при осуществлении процедур закупок.
Среди основных причин коррупционных преступлений, посягающих на систему закупок можно выделить:
- несовершенство действующего законодательства в области закупок;
- неполное и нерегулярное финансирование закупок;
- незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере закупок своих прав и обязанностей;
- недоверие участников размещения заказа к системе конкурсных закупок, возможности честной конкуренции, беспристрастности заказчиков;
- недостаточно активные роли Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ и иных уполномоченных органов государственной власти в обеспечении контроля сферы закупок;
- и другие
Выделяют несколько схем коррупционного поведения.
Одна из них - это завышение цен на приобретаемые товары, работы, услуги. Данный вид коррупции является одним из наиболее распространенных в сфере государственных закупок. Искусственное завышение начальной цены контракта начинается допускаться на стадии формирования бюджетных ассигнований при составлении проекта бюджета, так как соответствующие статьи расходов формируются, как правило, по инициативе будущих распорядителей бюджетных средств, которые и будут в последующем размещать соответствующие заказы. На данной стадии и при разработке документации, извещения о запросе котировок применяются различные манипуляции, связанные с обоснованием начальной (максимальной) цены. В частности, в сметах работ приводятся необоснованные расчеты, завышенные коэффициенты, должным образом не конкретизируются характеристики приобретаемого имущества, указываются ссылки на источники информации о среднерыночных ценах на товары на самом деле не содержащие необходимые сведения, направляются запросы о ценах знакомым поставщикам, которые указывают «нужные» заказчику цены. Эти действия позволяют «заработать» сверхприбыль в виде отката.
Также существует коррупционная схема под видом подготовки всевозможных стратегий и научных исследований. Например: «Доработка Социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года», стоимостью в 15 млн. рублей. «Моделирование сценариев катастроф, связанных с астероидной опасностью» в 1,5 млн. рублей. «Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Костромской области на 2014-2018 годы» стоимостью 18 млн. рублей. При этом на современном этапе любой заказчик, как государственный, так и муниципальный имеет право самостоятельно определять тематику научных исследований, а значит расходовать бюджетные деньги.
Оценку данным исследованиям сделал экс начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю размещения заказа Михаил Евраев: «Часть научно-исследовательских работ – настоящие, а часть – просто трата денег. КПД многих работ крайне низкий. Никто потом не оценивает ценность этих работ. НИОКРы стали просто кормушкой»
Для того, чтобы осуществить коррупционную схему необходимо сделать так, чтобы закупку на исполнение заказа выиграла определенная компания. Поэтому придумываются различные варианты ограничения конкуренции. Это может быть недостаточно подробное техническое задание, намеренное написание наименование заказа с ошибками, которое не будет находиться по поиску официального сайта государственных закупок или, например, требование той или иной труднодоступной лицензии, описание предмета закупки под конкретного производителя, исполнителя, нереальные сроки исполнения контракта и тому подобное.
Еще одной коррупционной схемой является «договорные» аукционы в электронной форме, которые в последнее время стали широко распространятся.
Суть данной схемы в следующем: Несколько компаний в течение нескольких минут аукциона сбивают цену до предела, а затем выясняется, что во второй части их заявок отсутствуют необходимые документы для заключения контракта. В результате контракт заключается с единственным оставшимся участником. К примеру, открытый аукцион в электронной форме на реконструкцию детского сада в поселке Репьевка Воронежской области. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 39 млн. рублей. К торгам допустили 5 фирм, две из них за считанные минуты снизили цену наполовину – сделав участие других фирм экономически нецелесообразным. По правилам в течение десяти минут после завершения открытого аукциона в электронной форме участник имеет право сделать предложение, независимо от ценового порога, что и было сделано участником «Репьевский строитель» в размере 36,9 млн. рублей. При рассмотрении вторых частей заявок оказалось, что демпинговые фирмы вместо лицензий и необходимых допусков приложили пустые файлы. В итоге, победителем признана компания «Репьевский строитель».
Мошенничество «а ля Остап Бендер».
В последнее время к участникам размещения заказа стали обращаться различные коммерческие фирмы, которые по их заявлениям «являются представителями официальной электронной площадки» и предлагают за 99 000 рублей «обеспечить» поддержку 100 аукционов в электронной форме, обещая до 70% успеха. Завершается такая «поддержка» после перечисления денег традиционно исчезновением куратора.
Различные мошеннические схемы широко применяются в строительстве. Заложив в проект один материал для возведения дома или строительства дороги, закупается намного более дешевый продукт, разница делится между участниками сделки. Хороший пример - недавнее разоблачение хищений при подготовке к саммиту АТЭС.
Таким образом, в современной системе закупок для нужд заказчиков существует огромное количество коррупционных схем.
Борьба с коррупцией крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки - он охватывает множество различных ситуаций и потребностей: от простых товаров до разработки научных исследований и конструирования строительных объектов, так и сама организационная структура. Но уже сегодня законодателями предпринимаются серьезные меры по осуществлению тактических мер, которые серьезно ограничивают возможности коррупционных схем.
С 2012 года все заказчики обязаны размещать на официальном сайте: www. zakupki.gov.ru. план закупок на текущий год. По проекту нового Федерального закона «О федеральной контрактной системе», заказчики обязаны будут размещать План закупок на 3 года и на один год, но самое главное, заказчик должен будет обосновывать предмет закупки, его количественные и качественные характеристики. К тому же предусматривается мониторинг реализации планов на всех уровнях с размещением результатов в единой информационной системе.
С 2012 года заказчики обязаны при проведении торгов и запросов котировок цен, а в некоторых субъектах федерации и при закупке у единственного источника, обосновывать начальную (максимальную) цену. Таким образом, еще задолго до закупки предмет закупки и его цена становятся прозрачными.
На мой взгляд, Правительству РФ было бы целесообразно установить определенные ограничения по максимальной стоимости закупаемой продукции. Правительству необходимо более четко прописать порядок формирования начальных (максимальных) цен, в том числе определить закрытый перечень источников информации о ценах.
Я считаю, что противодействовать коррупции можно путем повышения профессиональной квалификации и увеличения ответственности чиновников занимающихся проведением закупок. В проекте Федерального закона «О Федеральной контрактной системе» предусматривается создание «контрактной службы заказчика», где будут работать только специалисты, прошедшие обучение по организации закупок. В проекте закона также предлагается раздел: «Реестр недобросовестных заказчиков». В Бюджетный кодекс планируется ввести определение «неэффективное использование бюджетных средств». Таковым предполагается считать не достижение заданных результатов или превышение бюджетных средств. В Уголовном кодексе появятся реальные тюремные сроки, а в Кодексе об административных правонарушениях административная ответственность в виде дисквалификации сроком до двух лет, а также штрафы.
В целях совершенствования процедуры конкурса и снижения его коррупционной составляющей, считаю, что требуется разработка объективных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Также в проекте Закона о федеральной контрактной системе предусматриваются меры для совершенствования процедуры аукционов: расширяются возможности заказчика выставлять дополнительные требования к участникам аукционов в отношении их правомочности. А также установленивается предел «демпинговых цен».