Ограничение прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористической операции

Дукарт Владимир Павлович,
ИЮИ (ф) АГП РФ, г. Иркутск,
Научный руководитель: Куликов Михаил Юрьевич
 

Противодействие терроризму как общественно опасному, социально-политическому и уголовно-правовому явлению, на сегодняшний день продолжает оставаться довольно важным направлением в решении сложных задач, поставленных перед государством и обществом. Для их реализации необходимо применять специальные меры, в том числе и ограничительного характера, чтобы обеспечить общественную безопасность. В ФЗ «О противодействии терроризму» [1] устанавливается, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в пределах определенной территории по решению соответствующего должностного лица может вводиться правовой режим контртеррористической операции. Так как данный режим является исключительным, то здесь также предусматривается применение мер и временных ограничений. Практически все они схожи с установками, определяемыми в других нормативных правовых актов, предусматривающих ограничения в условиях специальных правовых режимов.

Однако в законе есть и особенности: ст. 7 федерального закона предусматривает, что в борьбе с терроризмом Российская Федерация может применять свои Вооруженные Силы в случае, если необходимо пресечь террористические акты во внутренних водах, в территориальном море, в подводной среде, на континентальном шельфе России и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, вплоть до уничтожения плавательных средств, которые не подчиняются требованиям об остановке и (или) в случае невозможности принуждения к остановке и, если  при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы. По-сути те же правила применяются и для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, с дополнением: если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, оно подлежит уничтожению.

По поводу закрепления таких ограничений некоторые ученые отмечают, что они предусмотрены как не соответствующие принципам и нормам международного права и международным договорам, а также не отвечающие критериям правомерности ограничений прав и свобод человека и гражданина. Хотя в других современных государствах, например в Польше, Индии, Австралии на законодательном уровне также предусматривается возможность уничтожения захваченного террористами воздушного судна, угрожающего причинить вред жизни населения и (или) стратегически важным объектам, а в 2001 году был принят знаменитый USA PATRIOT Act, существенно ограничивающий конституционные права американских граждан.

Когда государство сталкивается с ситуацией, при которой у него отсутствуют достаточные правовые основания для введения чрезвычайного положения, но существует необходимость обеспечить устойчивое соотношение прав человека с общественными интересами, регулировать правовое функционирование общества и сбалансировать сталкивающиеся права и свободы своих граждан, оно вправе прибегнуть к ограничениям прав и свобод в соответствии с нормами международного права при условии, что они также предусмотрены законом данного государства[2, с. 40]. Естественным стал тот факт, что терроризм уже давно вышел за рамки отдельных государств и стал мировым явлением, поэтому в течении нескольких десятков лет страны на международном уровне принимают соответствующие документы, позволяющие использовать разработанные положения и принципы в рамках национальных территорий.

Одним из таких документов является Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом [3], разработанные Комитетом Министров Совета Европы в 2002 году. Основные положения акта сводятся к следующему: государства в пределах своей юрисдикции обязаны предпринимать меры, направленные на защиту основных прав человека от терроризма; в том случае, если борьба с терроризмом ведется в условиях войны или общественной опасности, угрожающей жизни нации, государство может в одностороннем порядке принять меры, предусматривающие временные отступления от некоторых обязательств, вытекающих из международных инструментов по защите прав человека, однако: в той лишь степени, в какой это обусловлено ситуацией, в пределах и при соблюдении условий, установленных международным правом, с уведомлением о принятии этих мер компетентных органов в соответствии с имеющимися международными обязательствами. Как видно из данных установок, при ведении борьбы с терроризмом государства не должны ни при каких обстоятельствах отступать от императивных норм международного права.

Существующий баланс между властными полномочиями и свободой человека по понятным основаниям нарушается в пользу государства, что связано с достижением лишь одной цели - защиты основных, самых важных прав и свобод человека. Поэтому должен быть предусмотрен подход, выраженный в улучшении государством условий для соблюдения и защиты прав своих граждан, закреплении гарантий свободы и соблюдения законности, раскрытия потенциала нового мышления, добиться которого возможно тогда, когда в центр всех преобразований будет поставлен человек, его интересы, права и свободы.

Действующее законодательство в сфере борьбы с терроризмом также не является идеальным, а потому требуется обеспечить надлежащее правовое регулирование, которое будет соответствовать современным условиям жизни общества. Необходимо признать, что в целях соблюдения интересов личности и государства упор в контртеррористической стратегии должен быть сделан на превентивных мерах, а именно на развитии базы разведывательных данных, в том числе, полученных как в результате внедрения в террористические структуры, так и путем обмена разведывательной информацией с другими государствами [3, с. 23].


Список литературы:

1. О противодействии терроризму : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 8 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

2. Грецова Е. Е. Обеспечение общественной безопасности и противодействие терроризму как основание ограничения прав и свобод человека в международном праве // Российская юстиция. 2008. № 5.

3. Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом (утверждены 11 июля 2002 г. на 804-м заседании Комитета Министров Совета Европы) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочная правовая система. Сетевая версия. М. : КонсультантПлюс Технология 3000, 1990. Режим доступа : Компьютер. Сеть ИЮИ (ф) АГП РФ, свободный.

4. Квитко А. Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореферат дис... канд.юрид.наук. М., 2007.

 

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)