Обучение письму на иностранном языке в процессе реализации технологии «Учебная фирма»

Аверьянова Яна Олеговна,
Омский государственный педагогический университет, Омск

 

Не вызывает сомнений тот факт, что успех межкультурного взаимодействия зависит от уровня овладения его участниками иноязычной коммуникативной компетенцией, одной из основных составляющих которой, при обращении к проблемам профессионально ориентированного образования, является умение осуществлять иноязычное общение, детерминированное профессиональной ситуацией и социокультурной спецификой каждого вида коммуникации, что мы определяем как профессиональные коммуникативные умения (далее ПКУ) [5, с. 30]:

  • в чтении: умение осуществлять информационный поиск, понимать содержание текстов в определенной отрасли знаний;
  • в письме: умение составлять документацию, соответствующую профессиональной области
  • в говорении: способность осуществлять устную деловую коммуникацию в своей профессиональной области в любой форме как непосредственного, так и опосредованного общения;
  • в аудировании: способность понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной коммуникации.

Вместе с тем, на сегодняшний день отмечается снижение мотивации студентов неязыковых профилей к изучению дисциплин «Иностранный язык» и «Деловой иностранный язык», что в том числе обусловлено разрывом между изучением иностранного языка в ВУЗе и потребностями студентов в получении практических навыков и умений в выбранной профессиональной области (2, с. 48). В связи с этим возникает потребность в использовании новых образовательных технологий.

Особый интерес в этой связи представляет технология учебной фирмы, (далее УФ), нашедшая широкое применение за рубежом и в России и представленная в виде отдельных элементов на занятиях по иностранному языку активная форма обучения, интегрированная во все уровни образовательного процесса. Основу технологий составляет ориентация на профессиональную деятельность, предполагающая самостоятельное овладение обучающимися знаниями, навыками и умениями в процессе решения определенной производственной ситуации (6, с. 10). По сути УФ представляет собой симуляцию, моделирующую работу настоящей фирмы в реальности. (3, с. 54).

В образовательном процессе последовательно реализуются этапы технологии, представляющие собой цикл целесообразных действий, характерных для любой профессиональной сферы: информирование, планирование, исполнение, контроль и оценка полученных результатов (1, с. 22).

Спецификой реализации технологии на занятиях по иностранному языку является согласованная направленность всех ее этапов на овладение, одновременно профессиональными умениями в сфере бизнеса и управления, и иноязычными ПКУ, что становится возможным благодаря преодолению абстрактного характера процесса обучения иностранному языку через погружение в коммуникацию с носителями языка и лингвокультурную реальность посредством современных ИКТ.

В рамках проводимого магистерского исследования нами разработан педагогический проект – кейс «Doing business with IKEA». На базе данного кейса на платформе Moodle ведется разработка электронного модуля “Doing Business”, включающего как учебный курс, содержащий теоретический материал и задания к нему, так и площадку для организации коммуникации студентов – сотрудников учебных фирм. Студенты объединяются в учебные фирмы “Fresh Fusion” и “IKEA USA”, определяют их текущее состояние, потребности и возможности, перспективы ближайшего развития и приходят к выводу о заинтересованности в сотрудничестве. Прежде чем приступить к выполнению заданий кейса, обучающиеся распределяют между собой роли внутри каждой из фирм и определяют основные обязанности каждого сотрудника.

Задачей первого цикла полного рабочего действия кейса является начало партнерских отношений учебных фирм. Для решения этой задачи сотрудникам необходимо обменяться электронными письмами, содержащими информацию о выбранных в аутентичном каталоге интерьерных решений, размещенном на сайте компании “IKEA USA”, товарах и услугах и намерении начать сотрудничество. Предметным результатом цикла является формирование  ПКУ в письменной речи.

Обучение письму основано на принципе поэтапного обучения, предложенном О.В. Фрезе и О.К. Гладковой (7, с. 225), которые выделяют ознакомительный, стандартизирующий, варьирующий и творческий этапы. При этом первые три этапа предполагают аудиторную работу с учебным кейсом за рамками самой технологии «учебной фирмы», последний же реализуется на этапе исполнения.

На ознакомительном этапе обучения письму, задачей которого является получение знаний, студенты знакомятся с теоретическим материалом кейса, посвященным основным принципам эффективного общения, структуре электронного письма, типичным речевым клише, особенностям так называемого сетикета и речевыми образцами: «Look through all material very thoroughly. Probably, each of you may not manage to read all presented information. In this situation you may share parts of information among your group so that each member would be “responsible” for his/her fragment. While reading, try to treat the text from your character’s point of view».

Стандартизирующий этап, направленный на совершенствование навыков письменной речи, содержит подготовительные упражнения на определение функции высказывания и его места в структуре письма («Define the function of each phrase (see the list below) and their order in the e-mail structure: Hope to hear from you soon…»), поиск русского аналога англоязычной устойчивой фразы, термина или словосочетания («Find the Russian equivalent for the following words and phrases: For your information; B2B department… »), заполнение пропусков предложенными элементами («Fill in the gaps with the proper word given in the frame. Mind your grammar: Your new price-list _____ us…»).

Варьирующий этап предполагает написание эссе на сформулированную в кейсе тему, которое должно освещать определенный круг вопросов и быть ограничено заданным количеством слов: «Look through the principlesSeven CsandFour Ssof communications again. Write an essay describing your opinion on them. Which of the principles is essential in your mind and which one is useful? Is there anything missing? What could you add to the list of principles? Express your own ideas concerning this question. Limit your essay with 300 words, but not less than 200 words.». Данный вид работы направлен на развитие умения самостоятельно составлять план письменного высказывания, определяя его смысловые отрезки, формулировать аргументы и контраргументы, делать краткий вывод из сказанного, активизирует личный опыт учащегося.

Наконец, творческий этап методики реализуется на этапе исполнения технологии «Учебной фирмы». Обучающиеся – сотрудники фирм, исходя из интересов, потребностей и возможностей своих организаций, самостоятельно составляют и обмениваются деловыми электронными сообщениями, применяя материал, усвоенный на предыдущих этапах и учитывая языковую и социокультурную специфику данного вида деловой коммуникации: «Write an inquiry to the IKEAs B2B department. Include following information in the correct order: Express an interest, aroused by the brochure for corporate clients; Give some short information about your chain of health-food cafes…» и т.д.

На стадии оценки происходит анализ деятельности учебных фирм в результате реализации цикла полного рабочего действия. Анализу подвергаются с одной стороны эффективность коммуникации («Sum up and analyze the meeting comparing its proposed and actual results»), с другой – развитие ПКУ делового общения: обучающиеся оценивают тексты поступивших им сообщений с точки зрения языковой и социокультурной специфики («Look at the e-mail written by another group. Make some written comments on: Appropriacy of language: Is the language appropriate to this kind of business e-mail? Does it make good use of phrases from background material given below? Is there any vocabulary that you particularly liked? Layout: Is the layout appropriate to business e-mail? Comment on anything that could be improved»).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение технологии «Учебная фирма» на уроке иностранного зыка позволяет, учитывая как специфику, цели и задачи обучения каждому виду речевой деятельности, так и уникальные языковые и социокультурные характеристики основных типов коммуникации, осуществлять обучение деловому общению в условиях максимально приближенных к реальным.


Литература:

  1. Bauer, Hans G.; Munz, Claudia; Schrode, Nicolas; Buschmeyer , Jost: Die Vollständige Arbeitshandlung (VAH) – Ein erfolgreiches Modell für die kompetenzorientierte Berufsbildung. Berlin 2011.
  2. Деревянченко, Е.А. «Учебная фирма» в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе // Роль Сибири в поликультурном и многоязычном мире современного евразийского пространства: материалы Международной научной конференции. 23-25 октября 2015 г. В 2-х частях. Ч. 2 / под ред. С.В. Буренковой. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – С. 48-53.
  3. Ковальчук Л.А. Учебно-имитационная фирма как инновационная форма практической подготовки студентов ГОУ СПО НТЭТ// Межрегиональная научно - практическая конференция «Инновационные направления в системе НПО и СПО».: сб. статей / сост. Г.В. Серозудинова.  Новокузнецк, 2013.
  4. Маслыко, Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 9-е изд., стер. – Мн.: Выш. Шк., 2004. – 522 с.
  5. Образцов, П.И., Иванова, О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
  6. Райер, Г. Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие: учебно-методическое пособие / Г. Райер, Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. Омск, 2004.
  7. Фрезе О. В., Гладкова О. К. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции в письменном деловом общении в электронной среде // Педагогическое образование в России . 2012. №1 С.225-228.
0
Ваша оценка: Пусто